по сайтам друзей

 

<<< назад

 

 

 

 

 

 

ДНЕВНЫЕ СНЫ и БДЕНИЯ НОЧНЫЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ, ЭССЕ, ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ

 

     

 

 

 

ЖИВУ ВПЕРВЫЕ

ДНЕВНЫЕ СНЫ И БДЕНИЯ НОЧНЫЕ

БЕСЕДЫ НА ПОГОСТЕ

СОНЕТНЫЕ ВАРИАЦИИ

СТИХИ О СТИХАХ

СТИХОТВОРЕНИЯ,  РАНЕЕ НЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ 

ЭССЕ И АФОРИЗМЫ

ИНТЕРВЬЮ

ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ ВИЛЯ МУСТАФИНА

 

 

В. Курашов

MEMENTO  MORI

Первого августа 2009 года (как оказалось, за полтора месяца до его кончины) я встретился с Вилем Салаховичем Мустафиным у него дома. Все близкие знали о его тяжелой болезни,  знал и сам Виль. Самым приметным в беседах с ним и его супругой Галиной Михайловной Килеевой было то, что наше общение было таким же, как всегда. Я убедился и умом, и чувством, что близость смерти не влияет на человека,  приобщенного к Тому, кто «есмь путь и истина и жизнь». Виль прочитал мне стихотворение, написанное им утром того же дня. Привожу это стихотворение.

Нам со смертию тягаться

Не пристало – вес не тот.

Ты решил пока остаться,

Снова  в жизнь свою  вверстаться,

А она –  наоборот:

 

Увести тебя с собою

В беззаботный мир красот,

Где любовь живет любовью,

Где желание любое исполняется без квот,

 

Потому как нет желаний,

Ни стремлений, ни тревог.

И примеры оживаний,

Те – из области преданий –

Тоже –  только лишь на срок.

 

Так к чему ж рыдать и спорить,

Упираться рогом в рог,

Если в недалеком  вскоре

Результатом вашей ссоры

Тот же явится итог?…

 

В Библии, в Книге премудростей Иисуса сына Сирахова, сказано: «Во всех делах твоих помни о  конце твоем, и вовек не согрешишь» [Сир.7, 29].

Стихотворение – целостное произведение, и комментарии, разбивающие его на части, всегда обедняют образы и смыслы этого произведения. Единственное, что я хочу сказать – Виль Мустафин был православным христианином  и верил, что Спаситель «воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Поэтому первые строки стихотворения, на мой взгляд, могут быть правильно поняты, если их рассматривать не как утверждение превосходства смерти над жизнью, а  как неизбежность смерти в земном мире и вытекающее отсюда состояние верующего человека, которое выражено в приведенных словах Библии.

18 августа 2009 года поэт написал последнее стихотворение:

 

Смертей немало проползло

Перед очами.

Затянешь бережно узлом

Мешок печалей

И побредешь куда-то прочь –

В туман беззвучий,

Не различая свет и ночь,

Листву и сучья.

 

Скажу еще несколько слов о Виле. Главное, что есть в нашем мироустройстве – это любовь. Виль любил людей христианской любовью, он говорил, что ему всех людей без исключения жалко. На вопрос о том, как он относится к тем, кто участвовал в репрессиях его родителей, он сказал, что все сложно и чувства мести у него нет. Я сам это слышал и это меня просветлило.

Его  высказывания, например, в стихотворении «Читателю»:

 

… все, что написано мной было,

и то, что я пишу сейчас, -

не для тебя, Сеньор из быдла,

не для тебя, Вассал из масс…

 

- надо понимать так же, как известные слова: «поэт, не дорожи любовию народной». Поэт пишет  соразмерно не массе, ее обывательским вкусам, а Истине. Здесь нет пренебрежения человеком – великий поэт дает возможность через слово, ему дарованное,  каждому приблизиться к Истине.

Творческий человек знает: угождать публике легко, служить высшим предназначениям человека  мучительно трудно. В стихотворении «О даре стихоплетства» находим:

 

            Спасите, люди, боги, – кто тут есть, -

            освободите от бесовской тяги:

            лишите дом листа пустой бумаги

            и научите спать и много есть…

 

            Хочу – как все: иметь и обладать!..

            Хочу – как все: к чему-нибудь стремиться!..

            Мне безразлично: слава или власть.

            Мне – лишь бы от стихов угомониться…

 

Думаю, что Виль Мустафин по поэтическим и философским прорывам к онтологическому, истинному  пониманию человека, природы и Бога близок к Ф.Тютчеву. Подчеркну, что именно поэтому, а не по тематике или стилю, хотя и здесь можно найти сходство. Вот, например, как предельно кратко и ясно в стихотворении «Как долго длится ночь…» сказано о тяготах земной жизни и греховности своевольного ухода из нее:

 

Но – бесконечна ночь,

и темень – уж подкожна…

И жить уже – невмочь,

и помереть безбожно.

 

Это же  высказано в другом его стихотворении «Земной удел»:

 

Терпи, коль век тебе дарован,

терпи, как Бог нам повелел,

Конец не может быть сворован –

терпи, – таков земной удел…

 

 

            “Скажи мне, кто твой друг…». Виль Салахович особенно любил поэзию Марины Цветаевой и прозу Ивана Шмелева. Как православному христианину ему были чужды обывательские страхи.

 

           «Вот и Покров пришел, Праздник Владычицы Пречистой, – во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно… над нами Владычица, там, высоко, за звездами».

Иван Шмелев «Покров»

 

На обложке помещена фотография церкви Покрова на Нерли. Длинная дорога к храму – это и есть жизненный путь поэта. Виль говорил, что, находясь у храма Покрова, он испытывал чувство благоговения. Эту фотографию я сделал в день престольного праздника храма 14 октября 2009 года. 14 октября -  день рождения любимой жены поэта, Галины Михайловны …  Не случайно все.

Пройдет время, влияние поэта на человеческую культуру станет соразмерно его гениальности. Обоснование такого ответственного заявления – его стихи.

 

В. Курашов

доктор философских наук,

профессор  

 

ПОРТАЛ ЖУРНАЛА

ПОРТРЕТЫ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

  

  

  

  

ВСЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО