ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ «ДИАС-2022» С 1 марта по 30 апреля 2022 года объявляется приём произведений на соискание IV международной Литературной премии «ДИАС», учреждённой в честь известного казанского писателя, философа, основателя теории мегачеловека и общепланетарной религии Диаса Валеева (1 июля 1938 – 31 октября 2010). Принимаются произведения ныне живущих совершеннолетних авторов, отправленные ими лично, в жанре художественной или документально-художественной прозы, обладающие литературными достоинствами, с тематикой, соответствующей гуманистическим идеалам, общечеловеческим ценностям, философским, объединяющим идеям. Премия является символической и представляет собой шар из натурального камня* (яшма, содалит, оникс или змеевик).
Премия присуждается один раз. Авторы, уже ставшие лауреатами, не могут участвовать в конкурсе повторно. Лауреаты премии объявляются в четырёх номинациях: «Дело», «Имя», «Абсолют», «Судьба» (аббревиатура ДИАС). На конкурс произведения подаются без указания номинации. Распределение номинаций осуществляется куратором конкурса. От автора принимается только одно прозаическое произведение объёмом до 15 тысяч знаков с пробелами, без переносов слов, рисунков, ссылок и сносок. В конкурсе не участвуют стихи, пьесы, материалы научного характера, статьи для энциклопедий. Дополнения, исправления, улучшения и замена уже принятого текста не допускаются. Принимаются произведения от авторов, указавших своё реальное имя. Возможно участие под залитованным псевдонимом (под которым автор публикуется в бумажных или электронных изданиях). Перед произведением указать имя и фамилию, страну (если Россия, то ещё и субъект федерации), пункт проживания, электронный адрес и разместить краткую творческую биографию (не более 10 строк). Далее название произведения, ниже сам текст. Имя, фамилию и название произведения – напечатать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Биографическая справка, присланная в теле письма или отдельным файлом без произведения, отсутствие биографической справки или превышение её объёма являются нарушением Положения. При оформлении использовать шрифт Times New Roman, размер 12, одинарный пробел между строками, без выравнивания. Обязательны: пропечатка буквы «ё», использование среднего тире (–), отсутствие лишних пробелов между словами (по итогам конкурса может быть подготовлен сборник лауреатов; выполнение несложных правил оформления значительно облегчит добровольную работу редактора). Файл с произведением в формате doc или docx озаглавить следующим образом: Фамилия_Имя_Страна Отдельным файлом высылается портретное фото автора отличного качества в формате JPG или JPEG объёмом не менее 200 Кб, так же озаглавленное: Фамилия_Имя_Страна. (Петров_Иван_Россия) Неправильно оформленные работы не рассматриваются. Материалы отправлять на электронный адрес: bulatova1305@yandex.ru В теме письма указать: ПРЕМИЯ ДИАС-2022 Приём произведений с 1 марта по 30 апреля 2022 года. Лонг и шорт-листы объявляются в течение мая-июня 2022 года. Лауреаты премии будут названы в день рождения Диаса Валеева 1 июля 2022 года. О времени и месте вручения премии будет сообщено дополнительно. В СОСТАВЕ ЖЮРИ: Галина БУЛАТОВА (Россия, г. Тольятти), организатор и куратор конкурса, поэт, переводчик, член Союза российских писателей и Союза писателей Республики Татарстан, лауреат литературных премий «Пятая стихия» им. Игоря Царёва (2015), им. Салиха Гуртуева (2019), им. Сажиды Сулеймановой (2021). Денис ГЕРБЕР (Россия, Иркутская обл., г. Ангарск), писатель, радиоведущий, автор четырёх книг и публикаций в толстых литературных журналах, лауреат литературной премии «ДИАС-2021». Наталья ДЕМЕНТЬЕВА (Россия, Архангельская обл., г. Коряжма), писатель, журналист, победитель Международного конкурса короткого рассказа от радио «Гомель», лауреат Литературной премии «ДИАС-2021». Галина КАЛИНКИНА (г. Москва), редактор журнала «Дегуста.ру», эксперт редакционного совета журнала «Новый Свет», обозреватель российских академических журналов на Pechorin.net., автор публикаций в журналах «Знамя», «Юность», «Этажи» и др., лауреат международных литературных конкурсов им. Бунина, им. Катаева, «Русский Гофман», Волошинский сентябрь», номинант премии им. Эрнеста Хемингуэя, спецприз лит. клуба «Бостонские чтения», лауреат литературной премии «ДИАС-2020». Алексей РАЧУНЬ (Россия, г. Пермь), автор публикаций в российских изданиях, лауреат литературного конкурса им. Каверина, лауреат литературной премии «ДИАС-2021» Елена СЕВРЮГИНА (Московская обл., г. Мытищи), поэт, прозаик, критик, кандидат филологических наук, доцент, выпускающий редактор интернет-альманаха «45 параллель», победитель международных литературных конкурсов, лауреат литературной премии «ДИАС-2020». Татьяна ШАХЛЕВИЧ (Россия, Республика Крым, с. Абрикосовка), писатель, краевед, автор публикаций в российских, украинских, белорусских изданиях, призёр литературных конкурсов «Славянские традиции», «Калининград – янтарный берег», «Я к вам пишу», «Чеховская осень», Всероссийского конкурса имени Сергеева-Ценского, лауреат литературной премии «ДИАС-2021».
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ КОНКУРСА: Татарстанское отделение Союза российских писателей и журнал «Аргамак» Союз писателей Республики Татарстан «Издательский Дом Маковского» Поэтический альманах «45 параллель» Интернет-портал «Сетевая словесность» Литературно-художественный журнал «Южное сияние» Интернет-журнал «Гостиная» О предыдущих конкурсах на соискание литературной премии «ДИАС», а также о сборниках лауреатов премии (2019, 2020, 2021): http://www.srpkzn.ru/I/?p=1390 https://www.makovski.ru/news/pub/1796 http://www.srpkzn.ru/I/?p=1448 ___________________________ * Диас Валеев окончил геологический факультет Казанского университета (1962). * Шар – философский символ будущего, безграничности, объединения. «Стань творцом! И знай: творчество разнообразно. Это не только писание книг, картин, но делание любой вещи. И в творчестве вещей, идей и образов ты всегда мегачеловек. Ты увеличиваешь богатства мира, материальные и духовные, ты – сродни творящей силе природы. И здесь ещё одно отличие от традиционных религий: основной путь к Богу в них – молитва, слово. Молитва остаётся и в религии Божественного Абсолюта. Но, возможно, главный путь к Сверхбогу – делание, поступок, творчество, производство». (Диас Валеев)
ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА КОНКУРСА 30 апреля в 24.00 по московскому времени завершён приём произведений на соискание IV Международной литературной премии «ДИАС». За два месяца поступило 208 заявок от авторов из 10 стран, в числе которых Россия, ДНР, ЛНР, Беларусь, Германия, Израиль, Казахстан, Латвия, Молдова, Узбекистан. Более подробно: ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ (21 заявка, 15 городов) Беларусь – 7 (Витебск – 1, Гомель – 1, Минск – 4, Солигорск – 1) Германия – 2 (Вюрцбург – 1, Пассау – 1) ДНР – 1 (Макеевка) Израиль – 3 (Иерусалим – 1, Нетания – 1, Хайфа – 1) Казахстан – 4 (Алматы) Латвия – 1 (Рига) ЛНР – 1 (Сватово) Молдова – 1 (Кишинёв) Узбекистан – 1 (Ташкент) РОССИЯ (187 заявок, 53 субъекта федерации, 109 населённых пунктов): Москва – 27 Московская обл. – 18 (Балашиха – 2, Видное – 1, Воскресенск – 1, Икша – 1, Красногорск – 1, Лыткарино – 1, Люберцы – 2, Мытищи – 2, Одинцово – 1, Орехово-Зуево – 1, Сергиев Посад – 1, Тучково – 1, Чехов – 1, Щёлково – 1, Электросталь – 1) Санкт-Петербург – 20 Ленинградская обл. – 4 (Гатчина – 1, Мга – 1, Никольское – 1, Павлово – 1) Алтайский край – 2 (Барнаул – 1, Рубцовск – 1) Архангельская обл. – 3 (Каргополь – 1, Новодвинск – 1, Северодвинск – 1) Белгородская обл. – 3 (Белгород – 2, Шебекино – 1) Волгоградская обл. – 3 (Волжский – 1, Камышин – 1, Кумылженская – 1) Воронеж – 2 Забайкальский край – 1 (Краснокаменск) Иркутская обл. – 3 (Ангарск – 2, Братск – 1) Калининградская обл. – 4 (Балтийск – 1, Калининград – 3) Калужская обл. – 2 (Калуга – 1, Совьяки – 1) Карачаево-Черкесская республика – 1 Кемеровская обл. – 2 (Белово – 1, Новокузнецк – 1) Киров – 1 Краснодарский край – 10 (Абинск – 1, Анапа – 1, Кореновск – 1, Краснодар – 6, Сочи – 1) Красноярский край – 4 (Красноярск – 2, Назарово – 1, Сосновоборск – 1) Курск – 1 Липецкая обл. – 4 (Елец – 1, Липецк – 3) Магадан – 1 Нижегородская обл. – 6 (Дзержинск – 1, Нижний Новгород – 4, Саров – 1) Новосибирская обл. – 4 (Калиновка – 1, Новосибирск – 3) Оренбургская обл. – 2 (Домбаровский – 1, Оренбург – 1) Пензенская обл. – 2 (Заречный – 1, Пенза – 1) Приморский край – 1 (Владивосток) Республика Башкортостан – 5 (Дюрменево – 1, Октябрьский – 1, Уфа – 3) Республика Дагестан – 2 (Махачкала – 1, Тлярата – 1) Республика Карелия – 1 (Петрозаводск) Республика Коми – 2 (Воркута – 1, Сыктывкар – 1) Республика Крым – 3 (Кизиловое – 1, Симферополь – 1, Ялта – 1) Республика Марий Эл – 1 (Йошкар-Ола) Республика Саха – 1 (Якутск) Республика Татарстан – 6 (Казань – 2, Набережные Челны – 3, Тетюши – 1) Республика Удмуртия – 2 (Воткинск – 1, Ижевск – 1) Республика Хакасия – 2 (Абакан) Ростовская обл. – 4 (Белая Калитва – 1, Большой Лог – 1, Ростов-на-Дону – 2) Самарская обл. – 4 (Кинель – 1, Самара – 2, Тольятти – 1) Саратовская обл. – 2 (Саратов – 1, область – 1) Сахалинская обл. – 1 (Томари) Свердловская обл. – 2 (Екатеринбург – 1, Заречный – 1) Севастополь – 1 Смоленск – 1 Ставрополь – 1 Тамбовская обл. – 2 (Мичуринск – 1, Тамбов – 1) Томск – 1 Тульская обл. – 1 (пункт не указан) Тюмень – 1 Ульяновск – 1 Хабаровский край – 1 (Комсомольск-на-Амуре) Челябинская обл. – 3 (Снежинск – 2, Челябинск – 1) ЯНАО – 1 (Аксарка) Ярославская обл. – 1 (Гаврилов-Ям) Не указан регион и пункт проживания – 3 ЛОНГ-ЛИСТ будет опубликован не позднее 1 июня.
ЛОНГ-ЛИСТ
СТАТЬЯ ЧЛЕНА ЖЮРИ ГАЛИНЫ КАЛИНКИНОЙ: ТРЕНИРОВАТЬСЯ КЛАССИКОЙ Предлагая вашему вниманию собственное впечатление от конкурсных текстов премии «ДИАС-2022», позволю себе привести высказывание прозаика и литературного критика Михаила Бутова: премии всегда были направлены на то, чтобы поддерживать литературную сложность. Именно к этому, как мне кажется, стремится и доброцентричная премия «ДИАС», и должны бы стремиться авторы-участники. Какие же темы раскрывались составом соперничавших сочинителей на этот раз? Интересна нынешняя разноплановость тем. По моей личной статистике больше всего текстов посвящено ВОВ, детству, поиску себя, советскому времени. Это привычно и не удивляет. Удивило практически отсутствие историй про пандемию. Видимо, этой теме ещё надлежит отлежаться. Единично попадались темы «Норд-Оста», семейного абьюза. Несколько историй касались религии, традиционных верований и ортодоксальных сект. Достаточно большое количество рассказов написано в жанре магического реализма. Более двух третей историй выдерживают правила и условия конкурса и несут в мир идеи света и добра. Соблюдена гуманность и миролюбивость замыслов, доброта и дружелюбность мотивов героев, посыл к замирению и объединению людей, внимательный взгляд на Вселенную. По традиции, как член жюри и ДИАС-2021, остановлюсь не только на сильной стороне текстов участников, но и на некоторых недочётах. Как известно, эффекта текста можно достичь фабулой или интонацией. То есть, эффект может быть сюжетный или стилистический. Что убивает эффект? Много факторов, но один из них – это излишняя наивность, грозящая перейти в примитив. Почти все наши участники удерживались от излишней наивности, но некоторые балансировали на грани. Или вот другой фактор погашения эффекта истории – неудачная имитация чужой речи, когда слушаешь диалог героев и говоришь себе: не верю, люди так не разговаривают в жизни. Неудержимость, выспренность слога некоторых авторов (видимо, из неопытности, из старания показать, вот как я умею) грозит им перещеголять самих себя и зачастую выливается в словесно-акробатический фляк. Другие (и тут уже, скорее всего, возрастные авторы) используют олдовое письмо, в котором не ощущается современный язык, он просто отсутствует. И повествование обречённо катапультируется. Так что же жюри конкурса хотелось видеть в идеальном конкурсном тексте? Помимо синергии сюжета, фабулы, слога, стиля, идеи и актуальности хотелось бы чувствовать ладонью тепловую магию слов, когда при чтении между строк возникает ощутимое тепло, когда текст становится твоим, когда история становится твоей, когда ты – читатель – отождествляешь себя с одним из героев. Хотелось бы встретить рассказы из тех, что пишутся не одной авторской фантазией, а как будто кто-то сторонний (посторонний, потусторонний) запускает их фантазию, как механического цыплёнка. И вот рука автора уже пишет будто бы автоматическим письмом, а не вымучивая из себя. Что же тут можно посоветовать? А совет простой. Нужно тренировать себя классикой. Нужно приобщаться к ремеслу мастеров слова. Нужно считывать их энергию изложения. Отсутствие слуха на слово не является реабилитирующим обстоятельством, впрочем, не является и обречённым или необратимым фактором. Слух на слово может не быть врождённым, его можно и воспитать, вырастить. Отсутствие слуха, напротив, принуждает к изучению основ ремесла. ««Полупоэт», как мы называем пишущих стихи без достаточных на то оснований», – говорила Ирина Одоевцева. Будем иметь в виду этот смысл, но и будем отталкиваться от того, что главный критик – это не члены жюри, главный критик – это Время. Станем тренироваться классикой и готовиться к конкурсам нового литературного сезона.
ШОРТ-ЛИСТ
ДЕНИС ГЕРБЕР «СЕРДЦА ГОРЯТ, РУКИ ПИШУТ» Впечатления о конкурсе члена жюри Мир раскололся, и трещина прошла через сердце прозаика. А как иначе? Конкурсные произведения раскрывают настроение общества. Ужасы войны, недооценённый дар мира, подвиг солдата, справедливость, предательство, – эти темы волнуют многих авторов. Писать о таком сложно. Некоторые делали это эмоционально, в надежде, что эмоции передадутся читателю. Увы, это не всегда получалось. Вместо того, чтоб драматически структурировать историю, они просто «педалировали чувства» – так я для себя это называю, а если попросту – давили на жалость, выжимали слезу. Да, воздействовать на читателя можно и так, но полученный эффект будет далёк от истинного эстетического переживания, он скорее сродни шоку или чувству несправедливости, вызванными телевизионным репортажем. Другие авторы ушли в «небесные сферы» и у некоторых получилось создать светлые сказочные истории, от которых сердце действительно по-хорошему щемило. Многим не хватило литературного опыта. Кто-то поторопился или поленился, полагая, что рассказанная ими история сама по себе увлекательна и заинтересовывать читателя – излишне. Кто-то наоборот – неумело жонглировал приёмами, там, где это совсем не требовалось. Ну и совсем небольшая часть конкурсных рассказов – экспериментальная проза, из области абсурда. Жанр этот – высшая материя, он требует досконального знания тех правил, которые нарушаются. К сожалению, я увидел лишь голые эксперименты и высоко их не оценил, при всей моей любви к этому направлению литературы. Отрадно, что в конкурсе приняло участие много авторов. Сердца горят, руки пишут… Литература в наше непростое время не только живёт, но и рождает нечто новое.
ИТОГИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ «ДИАС-2022» ЛАУРЕАТЫ:
Номинация «ДЕЛО»
АНДРЕЙ ПУЧКОВ (Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск). «Binnensee» ВЕРОНИКА ЧЕРНЫХ (Россия, Челябинская обл., г. Снежинск). «Каменные журавли Дзуарикау» ЕВГЕНИЙ ЭРАСТОВ (Россия, г. Нижний Новгород). «Забытая рукопись»
Номинация «ИМЯ»
ЛЮБАВА ГОРНИЦКАЯ (Россия, г. Ростов-на-Дону). «Третий выпускной» НАТАЛЬЯ КРАВЦОВА (Россия, Оренбургская обл, п. Домбаровский). «Чёрные клавиши, белые клавиши…» ОЛЬГА ШИПИЛОВА (Беларусь, г. Гомель). «Реск»
Номинация «АБСОЛЮТ»
АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ (Россия, г. Москва) «Лодка Саныча» МАРИАННА РЕЙБО (Россия, г. Москва). «Грифельная дощечка» ОЛЬГА ХАРИТОНОВА (Россия, г. Новосибирск). «Чужая сторона»
Номинация «СУДЬБА»
ЕФИМ ГАММЕР (Израиль, г. Иерусалим). «Боль солдата» ЕВГЕНИЙ МИРМОВИЧ (Россия, г. Санкт-Петербург). «Мечта» ВЛАДИМИР МОНАХОВ (Россия, Иркутская область, г. Братск). «Поступок»
ДИПЛОМАНТЫ:
Лев АВИЛКИН (Израиль, г. Хайфа) Елена АДИНЦОВА, Виктория СЕМИБРАТСКАЯ (ДНР, г. Донецк) Геннадий БАБКИН (Россия, Ростовская обл., х. Большой Лог) Лада БАСНИНА (Россия, г. Санкт-Петербург, Пушкин) Йана БОРИЗ (Казахстан, г. Алма-Ата) Александр ВИН (Россия, Калининградская обл., г. Балтийск) Ирина ВИНОГРАДОВА (Россия, г. Москва) Виктория ВОЛКОВА (Россия, Республика Крым, с. Кизиловое) Игорь ГАЛИЛЕЕВ (Россия, г. Пенза) Яна ДРОЗД (Россия, Башкортостан, г. Уфа) Ахмедхан ЗИРИХГЕРАН (Россия, Дагестан, г. Махачкала) Алинда ИВЛЕВА (Россия, Ленинградская обл., г. Никольское) Ирина ИВАСЬКОВА (Россия, Краснодарский край, г. Анапа) Наталия КАГАЛЬНИЦКАЯ (Россия, Архангельская обл., г. Северодвинск) Александра КИШКУРНО (Россия, Самарская обл., г. Тольятти) Александр КОЛТАКОВ (Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк) Валерия КОРИЦКАЯ (Россия, Республика Хакасия, г. Абакан) Эдди КРОК (Россия, г. Нижний Новгород) Жанна КУАТ (Россия, г. Санкт-Петербург) Антонина КУХТИНА (Россия, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре) Андрей ЛОМОВЦЕВ (Россия, Московская обл., г. Мытищи) Анна МАМАЕНКО (Россия, г. Краснодар) Елена МАЮЧАЯ (Россия, Московская обл., г. Щёлково) Амалия МОКРУШИНА (Россия, Ленинградская обл., с. Павлово) Юрий МЫШЕВ (Россия, Татарстан, г. Тетюши) Борис МЯЧИН (Россия, Тамбовская обл., г. Мичуринск) Сергей НОЧЕВНОЙ (Россия, Иркутская обл., г. Ангарск) Светлана ПЕТРОВСКАЯ (Россия, Краснодарский край, г. Сочи) Александр РАЛОТ (Россия, г. Краснодар) Ольга СЕМЁНОВА (Россия, г. Смоленск) Валерий СЕРГЕЕВ (Россия, г. Калининград) Галина СТЕЦЕНКО (Россия, г. Москва) Алёна ТИХОНОВА (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа) Татьяна ФИЛАТОВА (Россия, г. Ульяновск) Татьяна ФИЛИМОНОВА (Россия, г. Москва, Зеленоград) Татьяна ШУРАН (Россия, Московская обл., г. Электросталь) Ариадна ЭЙЗЕНХАРТ (Россия, г. Санкт-Петербург) Диляра ЮСУПОВА (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)
ОБЛАДАТЕЛИ ПРИЗОВ СИМПАТИЙ ОТ КУРАТОРА КОНКУРСА ГАЛИНЫ БУЛАТОВОЙ (книга из личной библиотеки, сувенир или публикация в лит. журнале):
ЗУРАБ БЕМУРЗОВ (Россия, Карачаево-Черкесская республика). «Две могилы» ИГОРЬ ГАЛИЛЕЕВ (Россия, г. Пенза). «Мариночка» АХМЕДХАН ЗИРИХГЕРАН (Россия, Дагестан, г. Махачкала). «Хитрец» АЛИНДА ИВЛЕВА (Россия, Ленинградская обл., г. Никольское) «Я с ним иногда провожаю закаты» АЛЕКСАНДРА КИШКУРНО (Россия, Самарская обл., г. Тольятти). «Есть только миг…» АНДРЕЙ НОВИКОВ (Россия, г. Липецк). «Когда бессилен терапевт, зовут хирурга» ТАТЬЯНА ФИЛАТОВА (Россия, г. Ульяновск). «Глушь»
ОБЛАДАТЕЛИ ПРИЗОВ СИМПАТИЙ ОТ ЧЛЕНА ЖЮРИ ГАЛИНЫ КАЛИНКИНОЙ (публикация в критико-литературном журнале «Дегуста.ру»):
АНДРЕЙ ЛОМОВЦЕВ (Россия, Московская обл., г. Мытищи). «Простые разговоры» АНДРЕЙ ПУЧКОВ (Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск). «Binnensee» МАРИАННА РЕЙБО (Россия, г. Москва). «Грифельная дощечка» ТАТЬЯНА ФИЛИМОНОВА (Россия, г. Москва, Зеленоград). «Катя» ОЛЬГА ХАРИТОНОВА (Россия, г. Новосибирск). «Чужая сторона»
ЕЛЕНА СЕВРЮГИНА, член жюри международной премии «ДИАС»: «ВСЕГДА И ВО ВСЁМ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ». Личный ТОП-12 конкурсных работ Завершился очередной международный конкурс прозы и публицистики «ДИАС», учреждённый в честь выдающегося философа и писателя Диаса Назиховича Валеева. Для меня это всегда – время читательской радости и новых открытий, за что я не устану говорить слова благодарности организатору и идейному вдохновителю конкурса Галине Булатовой. На сей раз выбирать лучшие работы было особенно трудно – очень много сильных, равных по степени литературного мастерства рассказов. Однако в выборе, как всегда, полагалась на свои личные, субъективные ощущения – выбирала по принципу откликнулось / не откликнулось. На сей раз «откликнулось» даже не 10, а 12 работ. Напомню, что их авторы, как и в прошлый раз, будут поощрены публикациями в таких известных изданиях, как международный журнал «Гостиная», литературный альманах «45 параллель», одесский ежеквартальник «Южное Сияние» и портал «Сетевая Словесность». Итак, вот мои герои четвёртого сезона премии ДИАС: 1. ЛЕВ АВИЛКИН (Израиль, г. Хайфа). «Клятва Гиппократа». Милосердие и жестокость на войне – тема классическая. Автор и решает её в классическом ключе, но очень по-своему. История пленного немца, скрипача и артиста Гамбургского оперного театра трогает до глубины души. Рассказчик не смотрит на него, как на врага – напротив, нам открывается глубоко личная трагедия этого человека, совершенно случайно оказавшегося на войне, не приспособленного для убийства себе подобных: «Что ты, мальчик! Да разве я хотел с тобой воевать?! Да разве я хотел уничтожить тебя и твоих близких?! – с горечью ответил он. – Трагедия, случившаяся в Германии – это беда не только одного вашего народа, это трагедия всего человечества и, прежде всего, самого немецкого народа». Попытаться встать на сторону враждующей стороны и постичь весь абсурд кровавой бойни – не в этом ли задача хорошего автора, пишущего на военную тему? Глубокий психологизм рассказа – безусловно, дань литературной традиции. Убийство пленного немца начальником медико-санитарной службы, врачом по профессии – смелый авторский ход. Жестокость и милосердие – качества, определяемые не национальной принадлежностью, а личными свойствами человеческой души.
2.ЕЛЕНА АДИНЦОВА, ВИКТОРИЯ СЕМИБРАТСКАЯ (ДНР, г. Донецк). «Катюша» Чем подкупил этот рассказ? Своей простотой, искренностью и, безусловно, особой востребованностью в наши дни. Мы так мало радуемся сейчас и слишком много враждуем – причём с теми, кто ещё вчера был дорог. Мы питаем ненависть к чужой нации, забывая при этом принадлежность к своей собственной. Поэтому не скрою – сентиментальные слёзы навернулись к концу повествования – в том месте рассказа, где автор описывает, как большая немецкая семья сидит за одним столом и распевает с характерным акцентом русскую «Катюшу». Глупый и неоправданный патриотизм? Да, если хотите. Но это не только и не столько о нём – это ещё и о том, как звучит прекрасная песня – «через годы, границы и сердца». 3. ЛАДА БАСНИНА (Россия, Санкт-Петербург, г. Пушкин). «Зима» Тяжёлая тема. Невозможно обойти её стороной, когда пишешь о войне. В данном случае объяснить свой выбор могу очень просто: тронуло, зацепило. Про блокадные годы столько написано, что, казалось бы, восприятие должно уже притупиться, и боль должна быть не настолько сильной, будучи воспринятой сквозь призму сложившейся традиции. А больно при прочтении было – автор нашёл такие краски и такие слова, что я ему поверила: «Голод убивает медленно, мучительно. Без еды можно прожить значительное время, а если поддерживать существование 125-ю граммами хлеба в день, тянуть можно долго. Но любой, даже самый стойкий организм, однажды сдаётся». В нескольких коротеньких рассказах уместилась летопись тех страшных лет. Слова простые – чувства, как мне кажется, истинные. 4. ИРИНА ГОРБАНЬ (ДНР, Донецкая область, г. Макеевка). «Вовкина любовь» Людей с отставанием в умственном развитии мы называем по-разному: больные, дауны, даже олигофрены, что звучит довольно оскорбительно. А они просто блаженные – не от мира сего. Единственное, чему они доверяют в этой жизни – их собственные чувства. Точнее, одно чувство – безграничной любви. Их космическая беззащитность – результат доверчивости и абсолютной открытости миру и людям. Таков главный герой рассказа – вечно влюблённый в жизнь Вовка. Он способен видеть только добро, даже там, где его и быть-то не может. А зло просто не умещается в его сознании, как что-то непонятное и чуждое: «Больной человек не знал. Он ничего не знал, кроме того, что ему очень надо обнять Леночку и сказать, как сильно он её любит. Иначе не успеет». Спасибо автору, что в очередной раз затронул эту тему. 5. ЛЮБАВА ГОРНИЦКАЯ (Россия, г. Ростов-на-Дону). «Третий выпускной» И ещё одна горестная страница нашей истории. Еврейская тема неисчерпаема, как сама многовековая культура. Но магию конкретно этого рассказа даже трудно толком объяснить. Просто он проникает в тебя, остаётся где-то на уровне подсознания. И здесь немалая роль отводится удачно найденному сюжетному ходу. Двойное имя героини – внешнее и тайное – та самая частная деталь, в которой просвечивает трагедия целой нации: «Ханну звали Катя. У особенных два имени – настоящее и людское <…>. Людское писали в метрике. <…> Настоящее знали только дома. Внушали и скрывали. Ханна не понимала почему». Удачно и название рассказа. Слово «выпускной», вызывающее поначалу радостные ассоциации, здесь объединяет в себе две противоположности, олицетворяющие начало и конец жизни: выпускной в жизнь – выпускной в смерть. 6. АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ (Россия, г. Москва) «Лодка Саныча» Рассказ мастера малого прозаического жанра. Поместить человека в условия, когда его личность раскрывается с неожиданной стороны – это то, что блестяще удаётся автору. Хмурый и неразговорчивый Саныч, гроза общежития и несостоявшийся литератор, неожиданно признаётся в том, что много лет несёт в себе глубокую личную трагедию – по его вине погиб талантливый драматург Александр Курилов. Он читает главному герою стихотворение – глубокое, прочувствованное, настоящее. И что-то в этот миг происходит и с читателем – какое-то озарение, осознание того, что человек – совсем не то, чем он может показаться в самом начале. Традиции классической литературы, не только русской, но и европейской, сочетаются у автора с оригинальным методом раскрытия характеров, когда сквозь обыденное, заурядное неожиданно начинает проступать исключительное, даже героическое. 7. АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЁВ (Россия, г. Москва). «Сейчас погуглим» Рассказ по-хорошему улыбнул. Я, признаться честно, с детства боюсь врачей – и эта история стала своего рода сеансом психотерапии. Оказывается, у «страшных» людей в белых халатах тоже есть свои уязвимые места и свои пробелы в медицинских знаниях. А герой этого рассказа может не задумываясь поменяться местами с любым врачом. Да так оно в итоге и происходит – пациент с блеском спасает несчастного терапевта от острого приступа люмбаго. Никакой героической темы или острой жизненной коллизии здесь нет – но зато смешно, и настроение поднимается. И в этом – тоже сила и заслуга автора. 8. МАРИАННА РЕЙБО (Россия, г. Москва). «Грифельная дощечка» Один из самых сильных и запоминающихся рассказов среди всех конкурсных работ. Он завораживает с самого начала. Тонкая, проникновенная история детской любви русского мальчика и девочки-кореянки показана на фоне трагических событий в Пхеньяне, во время ковровой бомбардировки города американцами. Ранняя и трагическая смерть главной героини, больной туберкулёзом, яркость воспоминаний героя, повествующего о событиях семидесятилетней давности, усиливают впечатления от рассказа, написанного прекрасным литературным языком: «Но ушедший Пхеньян всегда со мной. Он свернулся чёрным, потускневшим от времени локоном в серебряном медальоне, рядом с портретом матери. Он смотрит на меня с запылившейся грифельной дощечки и, прорывая завесу лет, летит белым девичьим силуэтом по извилистой дороге моей жизни…» 9.ГАЛИНА СТЕЦЕНКО (Россия, г. Москва). «Досточки расписные» Осознание собственного счастья приходит тогда, когда сталкиваешься с чужим несчастьем. Так происходит с героем этого рассказа Антоном, чьи личные невзгоды, проблемы с учёбой постепенно начинают казаться мелочью на фоне трагедии Кирилла, попавшего в автомобильную катастрофу и на всю жизнь оставшегося инвалидом. Рассказ учит доброте, терпимости, вниманию к чужой судьбе и чужой боли. Казалось бы, такие простые истины – но почти всегда мы о них забываем. Искренняя благодарность автору за талантливое и своевременное их напоминание. 10. МАРГАРИТА ОВАНЕСБЕКОВА (Россия, г. Москва). «Снежинки» Сказочная и при этом поучительная история – всегда формула успеха. И это поучение в данном случае совсем не навязчиво. Всё в мире относительно – и красота тоже. Девочка, чьи одинаковые снежинки не понравились учительнице, внезапно оказалась настоящей волшебницей. Благодаря ей в городе наконец-то началась настоящая зима – маленькие снежные хлопья, сделанные из лунного света, улетали «к самому сердцу города, к сердцу мира». Быть творцом легко – и для этого совсем не обязательно, чтобы все снежинки были разными и идеально красивыми. Спасибо автору! 11. ЕВГЕНИЙ ЭРАСТОВ (Россия, г. Нижний Новгород). «Забытая рукопись» Одно из немногочисленных, представленных на конкурс эссе, показалось мне очень удачным, глубоким, вполне соответствующим своему жанру. Лично для себя пометила его восклицательным знаком. Тут есть всё: и личная, совсем не простая история главного героя – молодого поэта Виктора Бибикова, и хорошо прописанные чувства рассказчика, для которого постепенно открывается вся правда о личности и таланте недостаточно оценённого при жизни автора, и прекрасный художественный язык, делающий повествование захватывающим от начала и до конца: «…Если честно, я очень плохо знаю, каким он был, и сильно переживаю из-за этого. Я чувствую нишу в пространстве, которую занимало когда-то его тело. Эту нишу теперь не может заменить никто и ничто». Особое спасибо за то, что в тексте эссе приведены стихи поэта – действительно очень хорошие. Портрет творца, самобытный, противоречивый, настоящий – в итоге удался. Захотелось больше узнать о Викторе Бибикове – и это исключительно заслуга автора рассказа. 12. ВЛАДИМИР ЯНОВ (Россия, Московская обл., г. Воскресенск). «Всё сначала» Рассказов, написанных в жанре фэнтези, на конкурсе ДИАС было не так много – этот, на мой взгляд, вполне удачный. Новое оригинальное прочтение истории Адама и Евы, которое и улыбнуло, и заставило серьёзно задуматься о будущем человечества. Если наши ветхозаветные прародители совершили путь от первозданного рая к цивилизации, то здесь как раз всё наоборот – герои бегут от сгубившей человеческий род технократии. Почему сгубившей? Да потому что люди, за которых всё стали делать роботы и средства передовой технологии, обленились и деградировали как вид, а затем и вымерли как динозавры. Что и говорить – есть над чем задуматься. Хочется пожелать всем нынешним участникам премии «ДИАС» удачи и лауреатства и поблагодарить их за следование тем самым гуманистическим идеалам и ценностям, которые нёс людям Диас Валеев. Всегда и во всём оставаться человеком – вот главный тезис этого конкурса, как мне кажется. |