21 декабря Вышел в свет новый номер литературного альманаха «Аргамак. Татарстан». Его открывает памфлет Александра Ольшанского «Литинститут: ЕГЭнахом всех побивахом». Речь в нем идет о попытках московских чиновников закрыть единственный в мире вуз, где вот уже восемьдесят лет готовят писателей, или слить его с каким-нибудь другим, «более эффективным» учебным заведением. Руководитель Высших литературных курсов уже печатался в нашем альманахе, кстати, в том же номере опубликовано его любопытное эссе «Начала ассиметрии». Добавим, что редакция альманаха Татарстанского отделения Союза российских писателей уже взяла интервью у ректора Литературного института имени А.М. Горького, доктора филологических наук, писателя Бориса Тарасова, он будет опубликован в следующем номере «Аргамака».
25 августа В Камском Устье открыли Музей Туфана Миннуллина. Строительство музея началось еще при жизни известного татарского драматурга и общественного деятеля. Он сам принес в музей свою личную библиотеку, фотографии, письменные принадлежности. И мечтал, как на втором этаже музея, в мансарде, будет работать время от времени, принимать гостей… Напомним, 2 мая этого года на 77-м году жизни писатель скоропостижно скончался. После того как его не стало, было решено, что второй этаж музея будет работать как литературный салон, где будут демонстрироваться видеоматериалы из жизни Туфана Миннуллина, а также отрывки из спектаклей, поставленных по его произведениям. Как сообщила ИА «Татар-информ» заместитель генерального директора по филиалам и музеям НМ РТ Алсу Хайруллина, среди мемориальных вещей есть джинсовая куртка, в которой он ходил по деревне, любимая гармонь, письменный прибор, книга, которую он читал незадолго до смерти, сотовый телефон и записная книжка. Для справки: депутат Государственного Совета РТ, почетный гражданин города Казань Туфан Абдуллович Миннуллин родился 25 августа 1935 года в деревне Большое Мереткозино (ныне Камско-Устьинский район Татарстана). В 1956-1961 годах учился в Москве – в Театральном училище имени М.С.Щепкина. В 1961-1964 годах работал актером в Мензелинском драматическом театре, где в 1962 году была принята к постановке его первая комедия «Люди нашего села». В том же году в ТГАТ имени Г.Камала поставили его пьесу-сказки «Азат» («Свободный»). В 1964-1967 служил редактором на Казанской студии телевидения, одновременно являясь литсотрудником журнала «Чаян» («Скорпион»). С 1968 года профессионально занимался литературной деятельностью. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М.Горького в Москве (1975-1977), избирался председателем правления Союза писателей ТАССР (1984-1989). Народный депутат СССР (1989-1991), член Верховного Совета СССР. Народный писатель Татарстана. Наиболее широкое признание театральной общественности получили его пьесы «Судьбы, избранные нами» (1972); «Матери и дети» (1984); «Мы уходим, вы остаетесь» (1986); «Прощайте» (1993); комедии «Четыре жениха для Диляфруз», «Ильгизар + Вера», «Душа моя» и особенно «Альмандар из деревни Альдермеш» («Белая ворона», 1979), удостоенной Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского. 24 августа В Елабуге прошел авторский вечер Александра Воронина. В библиотеке Серебряного века состоялось знакомство елабужан с председателем Казанской городской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей, членом правления Союза театральных деятелей РТ, драматургом Александром Ворониным. Автор представил свою книгу прозы «Ясновидящая», показал отрывки из спектаклей, поставленных по его пьесам «Прикосновение к войне» и «Полеты в параллельных мирах», рассказал о своем творческом пути. В вечере приняли участие председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей, главный редактор литературного альманаха «Аргамак», лауреат литературных премий имени Г.Державина и А.Прокофьева, поэт Николай Алешков, лауреат республиканского конкурса «Хрустальное перо», выпускница ВЛК Ольга Кузьмичева-Дробышевская, а также старейшая елабужская поэтесса, кандидат филологических наук, профессор Наталья Александровна Вердеревская. Вечер продолжался более трех часов и завершился автограф-сессией. 21 августа В Елабуге открылись VI Международные Цветаевские чтения. Традиционные чтения, которые проводятся раз в два года, в августе – именно в это время в 1941 году провела в Елабуге последние дни своей земной жизни Марина Ивановна, – собрали около ста исследователей творчества поэта: переводчиков, литераторов из 14 стран мира. В этом году они посвящались сразу нескольким юбилеям: 120 лет исполнится со дня рождения Цветаевой, сто лет прошло со дня венчания Марины и Сергея Эфрон, столько же – со дня рождения дочери Ариадны и со времени основания отцом Марины Ивановны Музея изобразительных искусств, действующего в Москве и поныне. Почетным гостем чтений стала внучатая племянница Марины Цветаевой Ольга Трухачева. В этом году Международные Цветаевские чтения проходили в санатории «Космос». Во время чтений открылась выставка «Окрыление», подготовленная британскими исследовательницами. В проекте приняли участие переводчики из многих стран, сообщает zur.ru. Были представлены фотографии мест, связанных с именем поэта, цитаты из ее дневников, стихотворные строчки, переведенные на самые разные языки мира. Гости приехали с подарками. Ольга Трухачева привезла записные книжки своей бабушки Анастасии, сестры Марины Ивановны Цветаевой. Писатель Лев Мнухин вручил одну из первых афиш нашей республики, посвященную Цветаевой, а также карту предвоенной Татарии, где обозначен путь поэта в Елабугу. Церемония открытия завершилась поэтическим часом, выступлением народной артистки России Антонины Кузнецовой. Вечером на летней эстраде свои песни на цветаевские стихи пела директор ДК «Юность» Венера Сибгатуллина. В пленарных заседаниях прошли два дня чтений, а в четверг в беседке Литературного музея Марины Цветаевой прошел заключительный поэтический час, ведущей которого стала руководитель секции русской литературы и художественного перевода СП РТ, лауреат Державинской премии Лилия Газизова. На площадке между Цветаевским музеем и библиотекой Серебряного века свои стихи читали председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей, главный редактор литературного альманаха «Аргамак» Николай Алешков, челнинские поэтессы Вера Хамидуллина и Ксения Ларина, а Ольга Кузьмичева-Дробышевская исполнила под гитару свои романсы. В завершение форума все участники Международных чтений посетили недавно реконструированный Александровский сад, где недавно открыли Дерево потомков. Там Ольга Трухачева повязала на ветку листок со своим именем – потомка славного рода Цветаевых.
6 августа Впервые в Казани завершился фестиваль поэзии хайку «Хайкумена-на-Волге-2012». Поэзия хайку (трехстиший) популярна во всем мире, не только у себя на родине – в Японии. Тому свидетельство – обширная география (от Москвы до Аделаиды) авторов международного конкурса хайку (МКХ), который ежегодно проводит альманах «Хайкумена» при поддержке Японского отдела ВГБИЛ имени Рудомино, сообщает «Татар-информ». В Казани хайку активно продвигает Наиля Ахунова – дочь народного писателя РТ Гарифа Ахунова, руководитель литобъединения «Белая ворона». Она и сама много пишет хайку, и пристрастила к этому особому стиху многих своих «воронят» – воспитанников ЛИТО КГМУ. Пишет трехстишия и ее муж – известный казанский поэт, драматург и сатирик Борис Вайнер. Они и стали инициаторами I межрегионального литературного фестиваля «Хайкумена-на-Волге-2012». Организаторами выступили Татарстанское отделение Союза российских писателей, альманах "Хайкумена", интернет-журнал «Улитка», казанский клуб хайдзинов «17» (столько слогов всегда содержит хайку) и инициативная группа от Mladen & Ко. Помимо казанских хайдзинов Лоры Тасси, Светланы Грунис, Светланы Фоминой, Андрея Малова в фестивале приняли участие поэты из Москвы и Санкт-Петербурга, Уфы и Самары, Истры и Таганрога. В Доме Аксёнова (ул. К.Маркса, 55) 2 августа главный редактор журнала «Хайкумена» Дмитрий Кудря свой рассказ о международных конкурсах хайку проиллюстрировал подробными видеоотчетами, а потом его соредактор Наталья Седенкова (Самара) провела блицконкурс на тему «Летний вечер, на крыльях бабочки…» – и все присутствующие могли закончить хайку по-своему. Казанцы предложили столько вариантов, что гости затруднились выбрать лучшее. Такой незамысловатый способ дать зрителям самим почувствовать особенности и своеобразие этого поэтического жанра. На следующий день в музее Баки Урманче хайдзины читали свои стихи. Но уже не хайку. Особенно порадовали собравшихся Петр Савченко (псевдоним Ник Петрик) и Элина Витомская (редактор интернет-журнала «Улитка»), которые после сольных выступлений прочли дуэтом свой диалог «Извольте отведать…» – а дальше шуточная импровизация. Например, «Извольте отведать зилантова зелья – у нас для него специальная келья». В культурной программе фестиваля предусмотрены были обзорные и тематические экскурсии по Казани и ее живописным окрестностям. В воскресенье член Союза российских писателей Андрей Рощектаев провел для гостей экскурсию в Зилантовом монастыре. Ник с Нелей потом выступили в прямом эфире на местном телевидении, где Петрик читал собственные хайку на японском языке. А в завершение выдал экспромт: «Всем лучшим в себе я обязан Казани: увидел поэтов другими глазами».
1 августа В кинотеатре «Мир» прошел пресс-показ нового художественного фильма «Небесные врата». Полнометражную игровую картину «Небесные врата», повествующую о жизни Габдуллы Тукая, представили режиссер фильма Фарид Давлетшин и автор сценария Рабит Батулла – известный казанский писатель, драматург и театральный деятель. По сюжету главный герой фильма – неудачливый актер по имени Мират Бурганов решает уйти из театра. Но именно в этот момент ему предложили звездную роль – великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Мирату выпал звездный билет, он серьезно готовится к роли, понимая, что решается его судьба. Он посещает казанские музеи и библиотеки, читает книги о той эпохе. И вот однажды, проходя мимо памятника Тукаю он увидел необычное свечение в вечернем небе. Незнакомый прохожий пояснил, что так открываются небесные врата – и надо успеть попросить о самом заветном… Через несколько минут Мират уже проходит мимо театра Камала. И видит свет в окне бывших номеров «Булгар», где в нумере 40 жил когда-то Габдулла Тукай. Актер поднимается по лестнице на третий этаж, стучит в дверь. И попадает на сто лет назад… Мирата в картине блестяще сыграл актер театра имени Г.Кариева Ильфат Камалиев. А роль Габдуллы Тукая исполнил актер Камаловского театра Алмаз Сабирзянов. На протяжении всего фильма зритель не раз побывает в разных временных пластах. В итоге Мират сыграет Тукая так, что на премьере весь зал вместе с ним будет петь «Туган тел». Стоя… И на утро актер проснется знаменитым. Фильм «Небесные врата» вошел во внеконкурсную программу VIII Казанского фестиваля мусульманского кино. А в конкурсе КМФМК примет участие другой фильм Фарида Давлетшина «Собака».
31 июля В Доме Аксенова высадился литературный питерский десант. В литературном вечере «Бледный всадник» приняли участие известные поэты Дмитрий Легеза, Нина Савушкина и другие. Координаторами программы выступили Галина Илюхина (Санкт-Петербург) и Лилия Газизова (Казань, фонд «Канафер»). Главный редактор журнала «Северная Аврора» Евгений Лукин и заместитель главного редактора «Зинзивер» Владимир Шпаков провели презентации своих изданий. Мария Теплякова пела свои песни под гитару. Как стало известно, сама она из Калининграда, сейчас живет в Суздале, при храме, работает звонарем. При такой необычной «неженской» профессии пишет вполне профессионально стихи. Да еще кладет их на музыку.
17 июня Челнинская поэтесса издала книгу в соавторстве с Никасом Сафроновым Книга стихов члена Союза российских писателей Веры Хамидуллиной «В поисках Шамбалы» получила Гран-при на международном конкурсе в Берлине. Над новой книгой Вера Хамидуллина, заместитель главного редактора литературного альманаха «Аргамак. Татарстан» работала в тандеме с известным художником Никасом Сафроновым. Вера лично написала письмо Никасу с просьбой разрешить обложку своего сборника украсить его картинами. А тот сделал Хамидуллиной встречное предложение -написать стихотворения к его картинам, сообщает «Челнинские Известия». Так завязалось знакомство, переросшее в дружбу… Книга «В поисках Шамбалы» представляет собой художественно-поэтический альбом, в котором 67 картин Никаса Сафронова перемежаются со стихотворениями Веры Хамидуллиной.
6 июня Пушкинский день России стал Днем русского языка. С прошлого года Указом Президента РФ 6 июня – день рождения Александра Сергеевича Пушкина считается Днем русского языка. В Набережных Челнах к этой дате провели целый ряд мероприятий Дней славянской письменности и культуры. Завтра в ДК КАМАЗ подведут итоги этой двухнедельной акции, выступит кандидат исторических наук, завкафедрой Набережночелнинского филиала КФУ Владимир Ермаков, а потом челнинские поэты и барды исполнят свои произведения. Состоится презентация нового номера литературного альманаха «Аргамак. Татарстан». В малом зале Дворца культуры также пройдет авторский вечер председателя Казанской городской организации Союза российских писателей, драматурга Александра Воронина. В Елабужском филиале КФУ пройдет презентация книги «От сердца к сердцу» известного челнинского поэта, председателя Татарстанского отделения Союза российских писателей, лауреата Всероссийской литературной премии «Ладога» имени А.Прокофьева и Державинской литературной премии, главного редактора альманаха «Аргамак» Николая Алешкова. Автор прочтет свои стихотворения в сопровождение Набережночелнинского ансамбля народных инструментов «Наигрыш» под управлением Николая Федорова. Также на вечере прозвучат стихи Александра Пушкина в исполнении Александра Воронина. А в это время в Казани у памятника поэту возле Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля состоится традиционный Пушкинский праздник поэзии. Общество русской культуры РТ подведет итоги конкурса, который сейчас проходит в социальной сети «вКонтакте» («Поэтический вечер "Но в нас ещё горит желанье…" на http://vk.com/pushkinday) сразу по нескольким номинациям: «Лучшее детское поздравление Пушкина», «Лучшее прочтение стихотворения Пушкина и о Пушкине», «Лучшее прочтение послания Пушкина к Чаадаеву». Победителей ждут литературные призы. Стихи Пушкина будут читать сначала дети, затем взрослые. И наконец выступят известные казанские поэты. В тот же вечер в музее Е. Боратынского пройдут традиционные Пушкинские чтения – так литературное объединение «Белая ворона» обычно закрывает свой очередной сезон, уходя на летние каникулы.
3 мая В день 77-летия Виля Мустафина, в Картинной галерее Константина Васильева в Казани прошли III МУСТАФИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. На этот раз они были посвящены философским аспектам в лирике поэта. Поэтому открывал чтения доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Казанского научно-исследовательского технического университета (КХТИ), составитель антологии Виля Мустафина «Дневные сны и бдения ночные» (2010) Владимир Игнатьевич Курашов. Его выступление было посвящено философской проблеме Счастья, что особенно звучит контрастом по отношению к трагичной, «ночной» мустафинской лирике. Тем не менее, поэт познал высшие радости земные и вечные, поэтому ощущил себя и выражал прежде всего как человек по-настоящему счастливый в этом, в общем, бездуховном безжалостном мире. В докладе кандидата философских наук, профессора и поэта Камиля Хайруллина рассматривался традиционный антропологический вопрос: кто такой человек? Поэт ставит его перед собой и читателем: «Что Человек на сей Земле? – Пришлец небес?.. Иль их изгнанник?.. Сын Сатаны?.. Богов посланник?.. А может – поднебесный странник, сюда забредший издале?..» Этот мир крайне несовершенен и несправедливо устроен, и невозможность его как-то изменить, улучшить вызывает трагические переживания: «Не смея глаз раскрыть от жути, я озираю мирозданье… Не смея вдох сменить на выдох, я замираю, как в паденьи, со входом перепутав выход: дневные сны – ночные бденья…» Поэт находит выход в уединении, в ночных бденьях в тиши, когда никто не мешает и можно быть самим собой. Смысл жизни земной в результате открывается Вилю Мустафину – в любви и доброте. «Любите! – я ору, как оглашенный… Но люди любят – не любить, а брать. И плачу я, как плакал тот блаженный, который был не в силах не отдать…» В заключении Камиль Хасанович предложил к 80-летию Виля Мустафина подготовить Собрание сочинений поэта. И ходатайствовать перед Министерством культуры РТ, чтобы государство профинансировало издание однотомника в Татарском книжном издательстве. Ярким получилось выступление Лоренса Блинова – доктора философии, композитора и поэта, руководителя литобъединения ПОСОХ (поэтическое сообщество имени В.Хлебникова) и знаменитого клуба «Восхождение» при Казанском доме ученых. Он сообщил, что имеет от Виля Мустафина подарок – машинопись с правками знаменитого стихотворения «За!..» Именно это стихотворение Виль Мустафин читал на официальном университетском вечере-диспуте, и оно буквально взорвало зал. Именно это стихотворение поэт прочел в прямом эфире телемоста Казань – Горький, когда скандал неожиданно погасил известный телеведущий Абдулла Дубин, после гнетущей паузы выдавший в эфир, как ни в чем не бывало: «Вы прослушали стихотворение Мустафина западногерманскому бундестагу». Именно этот оригинал с авторскими правками просил у Блинова известный московский поэт Константин Кедров, который в Казани был всем знаком как Костя Бердичевский и вместе с Лоренсом и Вилем занимался в литобъединении имени В.Луговского. Участница философских семинаров, которые много лет проходили в галерее К.Васильева, Ирина Изотова долгие годы была близка с Вилем Салаховичем, а в 70-х подготовила его первый «самиздатовский» сборник стихотворений. Ирина Геннадьевна вспомнила, что на семинарах философов Мустафин внимательно слушал ученых, иногда выступал в прениях. Его особо занимала идея понимания («Люди до конца никогда не поймут друг друга…» Сам же Виль подготовил доклад всего лишь раз. Его единственное выступление на философском семинаре происходило в музее Е.А.Боратынского. Доклад оказался очень коротким. Практически сразу Мустафин перешел к чтению баллады «Осень». У Боратынского она очень длинная – 16 строф по десять строк. Дочитал ее Виль Салахович и сел. Ни комментариев, ни дополнений не последовало… Все остались в недоумении. И вот ровно год назад Ирине Геннадьевне захотелось вдруг перечитать балладу. Прочла еще и еще раз… Пока наконец до нее не стал доходить истинный смысл того, что хотел сказать Виль Мустафин философам – «оратаям жизненного поля». Участники чтений вспомнили о литературных семинарах, которые десять лет вел в галерее К. Васильева Виль Мустафин. Стихи своих учеников он объединил под одной обложкой, создав альманах «Галерея» (2006). К 75-летию поэта Казанское отделение Союза российских писателей, которое десять лет назад создавал Виль Салахович, подготовило второй выпуск альманаха, посвященный Мустафину. И вот десять дней назад прошла презентация третьего выпуска «Галереи». На вечере выступили его участники – Людмила Уфимцева, Валентина Зикеева, Светлана Грунис и другие. Наконец, ведущий вечера – драматург Александр Воронин передал слово вдове поэта – Галине Михайловне Килеевой, которая представила собравшимся новый сборник стихов Виля Мустафина «Избранное. Мустафиана одноклассников», изданный только что в издательстве «Отечество». Редактор и составитель книги, большой друг поэта и его одноклассник Алексей Гаманилов, к сожалению, скоропостижно скончался полгода назад – и уже не увидел этой небольшой, но очень содержательной книжечки. В коротких рассказах сверстников Виль Мустафин предстает в новых красках, друзья рассказывают о малоизвестных событиях в жизни поэта, безусловно, интересных широкому кругу почитателей мустафинской Музы. Директор картинной галереи К.Васильева, друг юности и почитатель таланта В.Мустафина, один из авторов вышеназванного сборника Геннадий Пронин раздал всем собравшимся по книжечке, изданной на средства друзей небольшим тиражом – всего 200 экземпляров. И это стало лучшим подарком читателям – на день рождения поэта!
Виль Мустафин Я царь, я раб, я червь, я бог… Г.Державин Ужасный век, ужасные сердца! А.Пушкин «Скупой рыцарь» Ужасный век, ужасные сердца… Я б никогда не захотел проснуться и только б спал – до смертного конца, – пусть надо мной лишь снов стада пасутся. Ужасный век, ужасные сердца… Я царь, я раб, я червь, – я человек, но я не Бог, чтобы вырваться из люда: толпа орет, витийствует у блюда, - ужасные сердца, ужасный век… Я человек, я червь, я раб, я царь… Те, кто в толпе, – все для меня едины, – ни черточки отличья, ни морщины, ни личности, ни лика, ни лица… Ужасный век, ужасные сердца! * * * Живу, полузакрыв лицо тупейшей маской соучастья, предатель – в клане подлецов, несчастный – в лежбище несчастья. Но нет меня ни там, ни тут, – с любым иным я – только он же. Нужны ль убившемуся лонжи?.. Нужны ль века толпе минут?.. Нужна ль свеча в церквушке старой, объятой пламенем огня?.. Нужна ли жизнь, коль нет меня?.. Евгений Баратынский
ОСЕНЬ 1 И вот сентябрь! замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет. Седая мгла виется вкруг холмов; Росой затоплены равнины; Желтеет сень кудрявая дубов, И красен круглый лист осины; Умолкли птиц живые голоса, Безмолвен лес, беззвучны небеса! 2 И вот сентябрь! и вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры. Пробудится ненастливый Эол; Пред ним помчится прах летучий, Качаяся, завоет роща, дол Покроет лист ее падучий, И набегут на небо облака, И, потемнев, запенится река. 3 Прощай, прощай, сияние небес! Прощай, прощай, краса природы! Волшебного шептанья полный лес, Златочешуйчатые воды! Веселый сон минутных летних нег! Вот эхо в рощах обнаженных Секирою тревожит дровосек, И скоро, снегом убеленных, Своих дубров и холмов зимний вид Застылый ток туманно отразит. 4 А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих Иль тянутся, вдоль жнивы, на возах, Под тяжкой ношею скрыпящих, И хлебных скирд золотоверхий град Подъемлется кругом крестьянских хат. 5 Дни сельского, святого торжества! Овины весело дымятся, И цеп стучит, и с шумом жернова Ожившей мельницы крутятся. Иди, зима! на строги дни себе Припас оратай много блага: Отрадное тепло в его избе, Хлеб-соль и пенистая брага; С семьей своей вкусит он без забот Своих трудов благословенный плод! 6 А ты, когда вступаешь в осень дней, Оратай жизненного поля, И пред тобой во благостыне всей Является земная доля; Когда тебе житейские бразды, Труд бытия вознаграждая, Готовятся подать свои плоды И спеет жатва дорогая, И в зернах дум ее сбираешь ты, Судеб людских достигнув полноты,— 7 Ты так же ли, как земледел, богат? И ты, как он, с надеждой сеял; И ты, как он, о дальнем дне наград Сны позлащенные лелеял… Любуйся же, гордись восставшим им! Считай свои приобретенья!.. Увы! к мечтам, страстям, трудам мирским Тобой скопленные презренья, Язвительный, неотразимый стыд Души твоей обманов и обид! 8 Твой день взошел, и для тебя ясна Вся дерзость юных легковерий; Испытана тобою глубина Людских безумств и лицемерий. Ты, некогда всех увлечений друг, Сочувствий пламенный искатель, Блистательных туманов царь — и вдруг Бесплодных дебрей созерцатель, Один с тоской, которой смертный стон Едва твоей гордыней задушен. 9 Но если бы негодованья крик, Но если б вопль тоски великой Из глубины сердечныя возник Вполне торжественный и дикой,— Костями бы среди своих забав Содроглась ветреная младость, Играющий младенец, зарыдав, Игрушку б выронил, и радость Покинула б чело его навек, И заживо б в нем умер человек! 10 Зови ж теперь на праздник честный мир! Спеши, хозяин тороватый! Проси, сажай гостей своих за пир Затейливый, замысловатый! Что лакомству пророчит он утех! Каким разнообразьем брашен Блистает он!.. Но вкус один во всех, И, как могила, людям страшен; Садись один и тризну соверши По радостям земным твоей души! 11 Какое же потом в груди твоей Ни водворится озаренье, Чем дум и чувств ни разрешится в ней Последнее вихревращенье — Пусть в торжестве насмешливом своем Ум бесполезный сердца трепет Угомонит и тщетных жалоб в нем Удушит запоздалый лепет, И примешь ты, как лучший жизни клад, Дар опыта, мертвящий душу хлад. 12 Иль, отряхнув видения земли Порывом скорби животворной, Ее предел завидя невдали, Цветущий брег за мглою черной, Возмездий край, благовестящим снам Доверясь чувством обновленным, И бытия мятежным голосам, В великом гимне примиренным, Внимающий, как арфам, коих строй Превыспренний не понят был тобой,— 13 Пред промыслом оправданным ты ниц Падешь с признательным смиреньем, С надеждою, не видящей границ, И утоленным разуменьем,— Знай, внутренней своей вовеки ты Не передашь земному звуку И легких чад житейской суеты Не посвятишь в свою науку; Знай, горняя иль дольная, она Нам на земле не для земли дана. 14 Вот буйственно несется ураган, И лес подъемлет говор шумный, И пенится, и ходит океан, И в берег бьет волной безумной; Так иногда толпы ленивый ум Из усыпления выводит Глас, пошлый глас, вещатель общих дум, И звучный отзыв в ней находит, Но не найдет отзыва тот глагол, Что страстное земное перешел. 15 Пускай, приняв неправильный полет И вспять стези не обретая, Звезда небес в бездонность утечет; Пусть заменит ее другая; Не явствует земле ущерб одной, Не поражает ухо мира Падения ее далекий вой, Равно как в высотах эфира Ее сестры новорожденный свет И небесам восторженный привет! 16 Зима идет, и тощая земля В широких лысинах бессилья, И радостно блиставшие поля Златыми класами обилья, Со смертью жизнь, богатство с нищетой Все образы годины бывшей Сравняются под снежной пеленой, Однообразно их покрывшей,— Перед тобой таков отныне свет, Но в нем тебе грядущей жатвы нет! 1836-1837
2 мая Ушел из жизни Туфан Миннуллин Сегодня ночью в Республиканской клинической больнице на 77-м году жизни скончался от сердечного приступа известный татарский драматург, прозаик, публицист, депутат Государственного Совета РТ, почетный гражданин города Казани, лауреат премий имени К.Станиславского, М.Джалиля, Г.Тукая, народный писатель РТ, заслуженный деятель искусств Татарстана и России, почетный президент Татарского ПЕН-центра Туфан Абдуллович Миннуллин. Он родился 25 августа 1935 года в деревне Большое Мереткозино (ныне Камско-Устьинского района РТ). Учился в татарской студии в Театральном училище имени М.С.Щепкина (Москва, 1956-1961). Три года отработал актером в Мензелинском драмтеатре. В 1962 году в МДТ приняли к постановке его комедию «Люди нашего села». В том же году Татарский академический театр имени Г.Камала поставил его пьесу-сказки «Азат» («Свободный»). В 1964-1967 Туфан Миннуллин работал редактором на Казанской студии телевидения, одновременно исполняя обязанности литературного сотрудника в журнале «Чаян» (Скорпион). С 1968 года профессионально занялся литературной деятельностью. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М.Горького СП СССР (Москва, 1975-1977). В 1979 году ему присуждена Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского за пьесу «Альмандар из деревни Альдермеш» («Белая ворона»), поставленную Марселем Салимжановым на сцене камаловского театра. В 1984-1989 годы Туфан Миннуллин был председателем правления СП ТАССР. С 1989 года являлся депутатом Верховного Совета ТАССР, Государственного Совета Республики Татарстан. В юбилейном номере 1(10)’2012 литературного альманаха «Аргамак» вышел очерк его друга и соратника Разиля Валеева «Я думаю сердцем…» о Туфане Миннуллине. Панихида по писателю пройдет 3 мая в театре имени Г.Камала.
22 апреля В Казани прошла презентация литературного альманаха «Галерея». В воскресенье в доме-музее Василия Аксенова представили третий выпуск альманаха Казанской городской организации Союза российских писателей. На вечере выступили авторы издания – Наиль Ишмухаметов, Валентина Зикеева, Людмила Уфимцева, Камиль Хайруллин, Натан Солодухо, Светлана Грунис и другие казанские поэты. Не смог прийти, поскольку лежит в больнице, Тимур Алдошин – один из самых ярких представителей казанской Лиры. Его стихи прочел друг и коллега Алексей Кириллов, с которым они вместе ведут занятия в литературном объединении Казанского университета. Стихи другого автора альманаха – Гортензии Никитиной представил главный редактор журнала «Казань» Юрий Балашов. Недавно Гортензия Евгеньевна отмечала 80-летие, здоровье не позволяет ей выходить из дома… Ее единственная книга стихотворений «Ожидание» вышла в 1998 году в библиотеке журнала «Казань». Вел презентацию заместитель главного редактора газеты «Казанские ведомости» Александр Воронин.
12 апреля В Казани открывается международный Хлебниковский фестиваль «Ладомир». Этот форум станет своеобразным продолжением прошедшего в декабре 2011 года поэтического фестиваля имени Н. Лобачевского. Хлебникова называют Лобачевским поэзии, а также «поэтом для поэтов», «трудным поэтом», «поэтом для производителей, а не потребителей». «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…» – писал Осип Мандельштам, тем самым обозначив огромное влияние поэта на развитие всей русской поэзии. Многие выдающиеся поэты ХХ века отдали дань уважения и внимания к поэзии, теории, взглядам Хлебникова. Вечный странник Хлебников нигде не задерживался подолгу. Лишь в Казани он провёл наиболее длительный период своей жизни – около десяти лет. Поэтому не случайно, что в Казани, где «параллельные пересекаются», появился и Хлебниковский фестиваль. В рамках фестиваля состоится открытие выставки поэта и художника из Улан-Удэ Аркадия Перенова. Не менее насыщенной будет и культурная программа: пешеходные прогулки по историческим местам Казани и Елабуги, экскурсии по Кремлю, музеям М. Горького, В. Аксёнова, И. Шишкина, Н. Дуровой и многое другое. Пройдут творческие встречи с поэтами Мариной Кудимовой, Сергеем Бирюковым, Вадимом Месяцем, Арсеном Мирзаевым, Валерием Дударевым, Евгением Степановым, Игорем Паниным и другими. Будут представлены новые номера «Литературной газеты», журналов «Юность» и «Современная поэзия». Состоится круглый стол «Самовитое слово в XXI веке». Подведут итоги конкурса на лучший перевод поэзии Велимира Хлебникова на татарский язык. Его стихи также прозвучат на финском языке в исполнении писателя и переводчика из Финляндии Юкки Маллинена. 11 апреля Стартовал V открытый фестиваль «Песни казанских дворов» Направить заявку на участие в конкурсе можно в центр детского творчества «Детская академия» на улице Пионерской, 10. Там же пройдут и отборочные туры – 18 и 19 апреля. Заявки принимаются еще неделю – до 18 апреля включительно. Председатель жюри – автор-исполнитель Дмитрий Бикчентаев, в составе жюри также писатель Александр Воронин, шансонье Владимир Гаранин и другие. Первоначально фестиваль, организованный отделом культуры администрации Советского района Казани, задумывался как неформальный смотр художественной самодеятельности, однако сразу стал настолько популярным, что заявки на участие в нем стали присылать из всех районов столицы РТ, других городов Татарстана и даже из соседних республик. А на последних фестивалях для финалистов уже проводили мастер-классы по вокалу, стихосложению, сценическим навыкам и аранжировке. Победителями фестиваля стали свыше 50 человек в возрасте от 7 до 75 лет, они исполняли под живой аккомпанемент гитары, баяна или фортепиано русские-народные песни, песни в жанре городского романса, песни из репертуара Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Сергея Трофима, авторские песни. По сложившейся традиции лауреаты получают дипломы, статуэтки, призы от спонсоров, а также участвуют в грандиозном гала-концерте. В этом году он пройдет 30 августа – в День города и республики. 10 апреля В Национальной библиотеке презентовали альманах «Аргамак» В преддверии очередного съезда Союза писателей Татарстана читателям представили новый номер литературного издания, выпускаемого в Набережных Челнах. В презентации приняли участие народный поэт РТ, председатель комитета по культуре Госсовета РТ Разиль Валеев, председатель ЦИК РТ Анатолий Фомин, первый заместитель руководителя Республиканского агентства по массовым коммуникациям Фарит Шагиахметов, генеральный директор ОАО «Татмедиа» Айдар Салимгараев, председатель Союза писателей РТ Илфак Ибрагимов, вел вечер председатель Казанской городской организации Союза российских писателей Александр Воронин. Открыл презентацию неаполитанской песней «Страсть» заслуженный артист РФ, народный артист РТ Мнир Соколов. А альманах «Аргамак», кстати, открыл этого известного певца в качестве журналиста – в 10-м, юбилейном номере публикуется интервью Мнира Соколова со звездой оперной сцены Зилей Сунгатуллиной. В завершение вечера главный редактор альманаха, председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей, лауреат Державинской премии и Всероссийской литературной премии «Ладога» имени А.Прокофьева Николай Алешков передал в дар Национальной библиотеке РТ свой новый сборник стихов «От сердца к сердцу», изданный в библиотеке альманаха «Аргамак». 9 апреля В Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала состоялся творческий вечер, посвященный присвоению Разилю Валееву почетного звания «Народный поэт Татарстана». Поэту, автору 50 книг, выпущенных на разных языках народов мира, заслуженному работнику культуры РФ и РТ, лауреату Государственной премии РТ имени Г.Тукая 4 января исполнилось 65 лет. В творческом вечере приняли участие популярные артисты, звезды татарской эстрады: Венера Ганиева, Зиля Сунгатуллина, Асаф Валеев, Раяз Фасихов, Резеда Шарафиева, Алсу Абульханова, Асылъяр, Рамиль Миндияр, Рустам Закиров, Артур Исламов. Поздравили Разиля Валеева также артисты Камаловского театра Ильдус Ахметзянов, Алсу Гайнуллина, Фанис Зиганшин, Лейсан Рахимова, Ришат Ахмадуллин, оркестр «Казан нуры», Государственный ансамбль песни и танца РТ, детский вокальный ансамбль «Айгуль» и поэты, писатели, видные деятели культуры и искусств РТ. В фойе театра была организована выставка-продажа книг и дисков Разиля Валеева. Зрителям предоставилась возможность получить автограф у автора. Разиль Валеев является одним из самых ярких и самобытных писателей нашей республики. В 1965 году он стал студентом отделения журналистики Казанского государственного университета. Разиль Валеев успешно работает в трех основных жанрах литературы – поэзии, прозе, драматургии. Первый сборник стихов «Синие ракушки» отличался от других сборников философичностью материала. После выхода сборников «Корень молнии», «Память сердца» критики назвали Р.Валеева «поэтом страстной мысли». Благодаря творческой дружбе с выдающимся певцом Ильгамом Шакировым, в репертуаре певцов появляются такие, близкие к народным, песни «Дулкын» («Волна»), «Тан жыры» («Утренняя песня»), «Бер алманы бишкэ булэек» («Разделим яблоко на пятерых»), сообщает пресс-служба Министерства культуры РТ. Комедии Р.Валеева в течение многих лет не сходят с репертуара Татарского государственного театра драма и комедии им.К.Тинчурина. Он перевел на татарский язык сказки народов мира, «Маленького принца» А.Экзюпери, «Собаку Баскервилей» К.Дойля, «Маугли» Р.Киплинга. Они изданы отдельными книгами и пользуются большой популярностью среди детей.
27 марта В доме-музее Василия Аксенова подвели итоги фестиваля поэзии «Галактика любви». В день рождения замечательной поэтессы, уроженки Казани Вероники Тушновой (1911-1965) литобъединение «Белая ворона» подводило итоги XIV Открытого фестиваля поэзии и авторской песни «Галактика любви» имени В.Тушновой в казанском Доме-музее Василия Аксёнова. В этом году фестиваль проходил в три этапа: сначала в «Книжном дворе» в Казани, продолжился в Альметьевске в вечерней школе №1 при поддержке местного филиала ЛИТО «Белое перо» (рук. Екатерина Аничкина) и завершился в казанском Доме Аксёнова. В течение вечера зрители могли голосовать за полюбившегося конкурсанта. Жюри под председательством члена Союза российских писателей Бориса Вайнера назвало лауреатов «Галактики любви-2012»: ими стали поэты Эдуард Учаров (Казань) и Арина Журавлёву (Альметьевск). Дипломантами фестиваля названы Т.Чудинова (Бугульминский район), Р.Габитов (песня), К.Козин (поэтический видеоклип, Украина), К.Богомолова (проза), А.Кузьминых (музыка, г.Чайковский), А.Устюжанин (художественное чтение, Альметьевск), Д.Хайруллин и Д.Садыкова (художественное чтение), Ю.Сандлер (фото) и Р.Давлетшин (фото). Приз зрительских симпатий достался казанской поэтессе Галине Булатовой. Публика познакомилась с выставкой работ начинающего фотохудожника Руслана Давлетшина, а также с выставкой известного художника Владимира Кочунова. Приятным сюрпризом для гостей праздника поэзии и музыки стало выступление молодого татарского певца Руслана Габитова с шестилетней дочкой Ралиной, прозаика Рустема Сабирова с песней В.Тушновой и председателя жюри, поэта и автора-исполнителя Бориса Вайнера. Вела вечер руководитель «Белой вороны» Наиля Ахунова, как всегда, вдохновенно и виртуозно. После она призналась, что в начале праздника ей подарили веточку багульника. А к концу вечера случилось чудо – багульник расцвел!
Вероника Тушнова
* * * Много счастья и много печалей на свете, а рассветы прекрасны, а ночи глухи… Незаконной любви незаконные дети, во грехе родились они — эти стихи. Так уж вышло, а я ни о чем не жалею, трачу, трачу без удержу душу свою… Мне они всех рожденных когда-то милее, оттого что я в каждом тебя узнаю. Я предвижу заране их трудную участь, дождь и холод у запертых глухо дверей, я заране их долгой бездомностью мучусь, я люблю их — кровиночки жизни моей. Все равно не жалею. мне некогда каяться. Догорай, мое сердце, боли, холодей,— пусть их больше от нашего счастья останется, перебьются! Земля не без добрых людей!
* * * Не боюсь, что ты меня оставишь для какой-то женщины другой, а боюсь я, что однажды станешь ты таким же, как любой другой. И пойму я, что одна в пустыне,— в городе, огнями залитом, и пойму, что нет тебя отныне ни на этом свете, ни на том.
12 марта Исполняется 125 лет со дня рождения классика татарской литературы Галимджана Ибрагимова. Он родился 12 марта 1887 года в деревне Султанмурат Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Аургазинский район Республики Башкортостан). В 1906 году Галимджан приехал в Уфу, поступил на учебу в только что открывшееся медресе «Галия», которое сыграло важную роль в формировании его как личности. В уфимский период жизни были написаны и первые художественные произведения – повесть «Изгнание Заки-шакирда из медресе», рассказы «Жертвы любви», «Судьба татарки», а также исторический труд «Древняя исламская культура». В 1909 году Ибрагимов перехал в Казань, где во всей полноте раскрылся талант писателя. Здесь написаны рассказы «Начало весны», «В море», «Сто лет назад», «Блаженство любви», «Пастухи», «Дети природы», романы «Молодые сердца» и «Наши дни», сообщает пресс-служба Министерства культуры РТ. Наряду с литературным творчеством Галимджан Ибрагимов активно занимается наукой. За небольшой период времени вышли в свет такие его труды, как «Вопросы литературы», «Уроки национальной литературы в школе», «Татарские поэты», «Мы – татары», «Татарская орфография», «Новая литература», «Уроки литературы» и еще десятки работ, посвященных проблемам истории, религии, искусства, журналистики, литературоведения, языкознания, образования. После революции 1917 года активизируется его деятельность как общественного и политического деятеля. На протяжении нескольких месяцев он вел активную работу в Петрограде и Москве, являясь заместителем председателя Центрального мусульманского комиссариата Мулланура Вахитова. В 20-е годы Галимджан Ибрагимов целиком посвятил себя литературной и научной деятельности. В эти годы были написаны повести «Красные цветы» и «Люди», романы «Глубокие корни» и «Дочь степи». Одновременно Ибрагимов внес значительный вклад в развитие татарской филологической науки, истории и методологии в сфере гуманитарных наук. С 1927 года в связи с обострением легочной болезни Галимджан Ибрагимов вынужден жить в Крыму. Однако и его коснулись репрессии: 29 августа 1937 года он был арестован и по этапу отправлен в Казань. Тяжелая болезнь в условиях заключения усугубилась, и 21 января 1938 года писатель скончался в тюремной больнице. Суда над писателем не было, не было никакого приговора, но его произведения были изъяты из библиотек, а имя запрещено… Галимджан Ибрагимов оставил после себя огромное литературное и научное наследие. За 30 лет творческой жизни он создал около 20 рассказов, 4 романа, 5 повестей, 12 научных трудов, изданных отдельными книгами, около 500 критических и публицистических статей, более 10 учебников по языку и литературе. Его именем назван Институт языка, литературы и искусства при АН Татарстана, а также большой проспект в самом центре Казанского заречья.
19 февраля Казанские поэты Эдуард Учаров и Галина Булатова вышли в финал фестиваля "Галактики любви" Открытый фестиваль молодёжного творчества "Галактика любви" имени Вероники Тушновой в этом году проходит в Казани в 14 раз. Автор идеи фестиваля и председатель оргкомитета – основатель и руководитель литобъединения «Белая ворона», заслуженный работник культуры РТ Наиля Ахунова; бессменный председатель жюри – член Союза российских писателей, заслуженный деятель искусств РТ Борис Вайнер. Каждый год благодаря фестивалю на поэтическом небосклоне зажигаются новые звёздочки. Их имена сейчас известны многим: Альбина Абсалямова, Анна Русс, Тимур Алдошин, Елена Шевченко, Айрат Бик-Булатов, Дина Садыкова, Алексей Комлев, Энже Алимова, Юлия Сандлер, Наталья Иванова, Филипп Пираев… Одно из основных направлений фестиваля и деятельности «Белой вороны» – помощь в творческой реализации авторов с ограниченными физическими возможностями. Имена поэтов, открытых «Галактикой» сегодня тоже знают за пределами Казани: Ольга Овчинникова, Владимир Гаранин, Саша Кашина, Сергей Карпеев, Екатерина Аничкина, Анна Филимонова, Елена Хабибуллина… В этом году фестиваль расширяет свою географию, он пройдёт в три этапа. Так, открытие фестиваля состоялось 19 февраля в Казани. Там прошло прослушивание казанских авторов-конкурсантов в номинациях – "поэзия" и "художественное исполнение стихов Вероники Тушновой". В результате в финал фестиваля вышли Эдуард Учаров и Галина Булатова. В номинации «Художественная фотография» победил Руслан Давлетшин. Лучшими чтецами слушатели назвали Дину Садыкову и Дамира Хайруллина. Затем «Галактика любви» продолжится в Альметьевске – при поддержке местного филиала "Белой вороны" (ЛИТО "Белое перо", рук. Е.Аничкина), в вечерней школе на ул.Гафиатуллина, 28. Подведение итогов фестиваля и концерт победителей и лауреатов разных лет состоится в день рождения Вероники Тушновой – 27 марта в Доме-музее Василия Аксёнова.
17 февраля В Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоится презентация книги Николая Беляева «Поэма солнца. Памяти художника Алексея Авдеевича Аникеенка». Она пройдет в рамках церемонии открытия персональной выставки Алексея Аникеенка (1925-1984), друга юности целого поколения казанских поэтов-шестидесятников, посещавшего литературное объединение имени Н.Луговского при Доме печати, куда входили Виль Мустафин и Рустем Кутуй, Булат Галеев и Диас Валеев, Николай Беляев и Роман Солнцев (Ринат Суфеев) – писателей, определивших литературную жизнь второй половины прошедшего века. Герой книги «Поэма солнца» Алексей Авдеевич Аникеенок (1925 – 1984) – солнечный, яркий человек. Бывший беспризорник, детдомовец, кочегар, он 16-летним мальчишкой ушел на фронт, приписав себе лишние два года. Служил танкистом, был тяжело ранен. Вернулся в Казань в 1944-м инвалидом 2-й группы. В 1952 году поступил в художественное училище, откуда его перед самой защитой диплома отчислили, потому что писал не так, как все. Сначала Алексей Аникеенок был художником фешинской школы, но в годы «оттепели» стал писать в манере Ван Гога. На жизнь зарабатывал тоже оригинально – играл на саксофоне в ресторанах. Джаз тогда был модным, хотя и считался явлением буржуазным. При жизни Алексея Аникеенка в Казани была организована всего одна выставка его работ. Ее должны были открыть в Доме ученых, но… На ту выставку с ревизией пришел Раис Беляев, который в то время был первым секретарем обкома комсомола. Он жестко высказался по поводу творчества художника, назвал его картины мазней. После этих слов Аникеенок взял его за грудки. Спасло Алексея Авдеевича только то, что в зале был известный ученый-физик, член-корреспондент АН СССР Борис Михайлович Козырев, который всегда поддерживал художника. Он не дал разразиться большому скандалу. Но ни о каких дальнейших выставках Аникеенка уже не могло быть и речи. Его обвинили в формализме и выжили из Казани. В начале 1970 года он переехал в древний Псков, где продолжал работать и был принят в Союз художников СССР. Умер он в 1984 году. Эта книга – достойная память о талантливом человеке.
Ее создателем является известный казанский поэт Николай Беляев. Книга пролежала в писательском столе 20 лет. Она включает в себя, разумеется, стихи, а также собранные автором рассказы людей, знавших Аникеенка, выдержки из газетных и журнальных публикаций тех лет. Так совпало, что и сам Николай Беляев вынужденно покинул Казань в начале 90-х. Решил, что русскому поэту лучше жить не в суверенном Татарстане, а в России, поближе к столице… И совершил абсолютно непрактичный обмен хорошей казанской квартиры на домик в деревне – в селе Ворша Владимирской области, на автотрассе М7. В доме нет никаких условий и удобств. Семья бедствует. В сентябре 2012 года Николаю Беляеву исполнится 75 лет, он болен, не может выйти из дома. По инициативе академика, доктора филологических наук, члена Союза писателей России, вице-президента Академии наук РТ Наиля Валеева (на чьи личные средства эта книга издана), правительство республике рассмотрело вопрос о поддержке поэта, который немало сделал для татарстанской литературы. Распоряжением Президента РТ Николаю Беляеву к юбилею должны выделить квартиру в Казани. Презентация состоится 17 февраля в Казанском Кремле, в национальной галерее «Хазинэ». Начало в 15 часов. Вход свободный.
30 января Литературную премию имени А. Ахматовой присудили казанскому поэту Лилии Газизовой. За подборку стихов по итогам 2011 года редсовет и редколлегия журнала «Юность» решила вручить премию известной казанской поэтессе. Церемония награждения пройдет в Москве в феврале. Премия имени А. Ахматовой учреждена журналом «Юность» и присуждается с 2007 года в номинации «Поэзия». Редакция журнала считает Анну Андреевну Ахматову единственным подлинным классиком, опубликовавшимся в «Юности» при жизни. В течение пяти лет лауреатами этой премии становились известные поэты Дмитрий Бобышев, Татьяна Кузовлева, Галина Нерпина, Андрей Шацков, Елена Исаева, Елена Иванова-Верховская. Лилия Газизова родилась в Казани, где окончила медицинский институт (1990), а позже в Москве – Литературный институт имени А.М. Горького (1996). Шесть лет работала детским врачом. Сегодня возглавляет секцию русской литературы и художественного перевода Союза писателей Татарстана. Публиковалась в “Литературной газете”, “Литературной России”, в журналах «Юность», «Дружба народов», «Татарстан», «Идель», «Казань» и «Аргамак». Автор пяти стихотворных книг. Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат литературной премии имени Г. Державина (2003) и премии имени А.Боровика (2009), она является также членом Союза российских писателей и членом редколлегии альманаха «Аргамак», автором идеи и организатором прошедшего в декабре 2011 года в Казани Международного поэтического фестиваля имени Н.Лобачевского.
24 января Скоропостижно скончался известный писатель – поэт, прозаик, переводчик Равиль Бухараев. Три месяца назад, 18 октября 2011 года, Равиль Раисович отметил 60-летие в Большом концертном зале имени С.Сайдашева в Казани и дал последнее интервью главному редактору газеты «Казанские ведомости», члену Союза российских писателей Венере Якуповой («Татары – звездный народ», «КВ» от 13.10.11). Месяц назад он последний раз приезжал в родной город – на I Международный поэтический фестиваль имени Н.Лобачевского, где читал свои стихи и своей супруги – поэтессы Лидии Григорьевой. Равиль Бухараев родился 18 октября 1951 года в Казани в семье известных ученых. В 1974 году окончил мехмат КГУ, в 1977 году – аспирантуру МГУ по теоретической кибернетике. С 1977 года - член Союза писателей СССР. С 1990 года жил и работал в Лондоне. В 1992 – 2007 гг. – штатный сотрудник Русской службы Би-би-си. Автор стихов, пьес, исторических трудов, переводов татарских поэтов на русский, английский, венгерский языки. Автор более 40 книг. В 2006 году стал лауреатом Государственной премии РТ имени Г.Тукая. В 2011-м в связи с юбилеем награжден Орденом Единения Организации Объединенных Наций, к которому его представили посольства РФ в Бельгии, Франции, Люксембурге, Голландии. В январе этого года стало известно, что Равиль Бухараев пишет либретто к опере «Ак буре» по заказу художественного руководителя Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского. Премьеру оперы запланировали в рамках фестиваля «Казанская осень»… Поэта не стало. Он завещал похоронить себя на родине. 25 января в 20:00 по московскому времени в эфир выйдет специальный выпуск передачи «БибиСева», посвященный Равилю Бухараеву, сообщает официальный сайт «Би-Би-Си».
24 января Известному казанскому поэту Марку Зарецкому (1937-2003) исполнилось бы 75 лет. Более 30 лет он руководил литературным объединением (ЛИТО) при музее А.М.Горького. В минувшее воскресенье бывшие и нынешние ЛИТОвцы собрались на вечер памяти. Договорились – никакого официоза. В подвальчике музея «Бродячая собака» собрались ученики Марка Зарецкого разных поколений. Вспоминали, каким он был, как учил, как негодовал. Говорили как о живом, по-доброму, все с улыбкой. Поэтесса Алена Каримова, которая сегодня ведет ЛИТО, отметила, что благодаря усилиям Марка Давидовича сегодня в Казани было и есть такое место, куда приходят люди, приносят и обсуждают свои стихи, несмотря ни на какие катаклизмы. Поэт Михаил Тузов заметил, что большинство приходило к Зарецкому в литобъединение не столько себя показать, сколько посмотреть на Марка. Удивительно, но этот человек за свои 66 лет жизни и беззаветно преданный служению ее величеству Поэзии, издал только две тоненькие книжки своих стихов – “Речь” и “Азарт”. А сам редактировал многих замечательных поэтов. Будучи редактором в Татарском книжном издательстве, он мог обрушиться на молодого автора с довольно резкой критикой, но был убежден: если человек хочет стать настоящим поэтом, то не обидится и обязательно вернется. А не вернется – тем лучше – и дня него, и для литературы. Говорят, что с его правками соглашался знаменитый тогда Евгений Евтушенко, когда в Казани издавали его поэму «Казанский университет», и уже на следующий день приносил новый вариант – с учетом замечаний Марка Давидовича. Он был, по воспоминаниям ЛИТОвцев, библейски красив. Колоритная внешность, громовой голос были лишь дополнением к его характеру. Он был одержим поэзией и прививал это своим ученикам. Он не был «белым и пушистым», порой бывал даже резким, мог и обидеть за плохое стихотворение. Но в то же время, любил смаковать стихи своих учеников. После авторского прочтения, брал в руки рукопись, и сам читал стихотворение на разный манер, будто пробуя его на вкус. Память у Марка Давидовича была уникальна. Он знал немыслимое количество стихов. Говорят, что однажды в книжном издательстве, где Зарецкий работал, заспорили, кто больше знает наизусть стихи. Кто-то вспомнил про Марка, заключили с ним пари. Тот читал весь день! Правда это или нет – сегодня уже не узнаешь…
|