4 ноября в Казани создали Комиссию по творческому наследию Николая Беляева Выездное организационное собрание Татарстанского отделения Союза российских писателей состоялось в доме поэта. В День народного единства и праздник в честь иконы Казанской Божией Матери вдова поэта Вилора Касимовна Чернышева пригласила к себе на чай председателя Татарстанского отделения Союза российских писателей, главного редактора литературного журнала «Аргамак. Татарстан» Николая Алешкова, председателя Казанской городской организации ТО СРП, заместителя главного редактора журнала "Аргамак. Татарстан" Александра Воронина, поэта и прозаика, лауреата Державинской премии Рустема Сабирова, художника-графика, лауреата премии имени Баки Урманче Надира Альмеева, фотохудожника Фарита Губаева и других, лично знавших Николая Николаевича и поддержавших идею Николая Алешкова, озвученную на юбилейном вечере, посвященном 80-летию Н.Н. Беляеву, который проходил в Казани в клубе литераторов в сентябре. В состав комиссии дополнительно предложено включить академика АН РТ, доктора филологических наук Н.М. Валеева, доктора филологических наук Р.Ш. Сарчина, помощника Президента РТ О.А. Балтусову, доктора искусствоведения Е.В. Бурундуковскую, главного редактора журнала «Казань» Ю.А. Балашова, дочь поэта Е.Н. Беляеву-Чернышёву. Уже начата предварительная работа по подготовке к изданию избранных произведений поэта (Р.Р. Сабиров) и его переводов с татарского (Н.П. Алешков). Собравшиеся решили провести вечер памяти поэта в начале января будущего года, на котором и будет объявлено об учреждении Комиссии по творческому наследию Н.Н. Беляева. Все предложения и замечания по данному поводу можно направлять по электронной почте Н.П. Алешкову (anp45@mail.ru), Р.Р. Сабирову (cript13@yandex.ru) и Е.К. Беляевой-Чернышёвой – модератору мемориального сайта «Тысячелистник» (nb.arda.ru, katarinka-mur@yandex.ru) |
|
8 октября исполняется 125 лет Марины Цветаевой. Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Отец ‑ Иван Владимирович Цветаев возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Румянцевском и Публичном музеях. В 1912 году по его инициативе был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Первый брак профессора был очень удачным, но после появления на свет двух детей молодая жена скончалась… и Иван Владимирович женился повторно – на Марии Мейн. В 1892 году, 26 сентября (по ст.ст.), появилась девочка, которую родители назвали Марина (то есть "морская"). Мама, Мария Александровна, была пианисткой, ученицей А. Рубинштейна. Она мечтала, чтобы дочь также стала пианисткой. Однако уже 6 лет девочка написала первые стихи. Потом она сочиняла не только на русском, но и на французском и немецком языках. Мать из‑за чахотки вынуждена была подолгу жить с девочками в Италии, Швейцарии, Германии. Перерывы в гимназическом образовании Марины восполнялись учебой в пансионах в Лозанне (Швейцария) и Фрейбурге (Германия). В 1906 году матери не стало. В 1906‑1907 годах Марина Цветаева написала повесть "Четвертые", перевела на русский язык драму Эдмона Ростана "Орлёнок", посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). В 1909 году слушала курс французской литературы в Сорбонне. В 1910 году издала на собственные средства свою первую книгу стихов – "Вечерний альбом". На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. Макс стал одним из самых близких друзей, в 1911 году он пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето в Коктебеле. Там Марина Цветаева познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном. В январе 1912 года они женились. В том же году вышел второй сборник стихов Цветаевой "Волшебный фонарь", который она посвятила мужу. А в 1913-м издала новый сборник – "Из двух книг". В 1915‑1918 годах Марина Цветаева создала стихотворные циклы "Стихи о Москве", "Бессонница", "Стенька Разин", "Стихи к Блоку" (дописаны в 1920‑1921 годах), "Ахматовой", "Дон‑Жуан", "Комедьянт", а также шесть пьес – „Метель“, „Фортуна“, „Каменный ангел“, „Червонный валет“, „Феникс“ и „Приключение“ (объединенных впоследствии общим названием «Романтика»). В 1922‑1939 годах Марина Цветаева была в эмиграции – после кратковременного пребывания в Берлине, три года в Праге, с 1925 год – в Париже. Эмигрантский, и особенно "чешский", период был одним из самых плодотворных в творчестве. Там вышли книги "Ремесло", "Психея" (обе – 1923), "Молодец" (1924), "После России" (1928). Тогда же написаны трагедии на античные сюжеты – "Ариадна" (1924) и "Федра" (1927); эссе о поэтах "Мой Пушкин" (1937), "Живое о живом" (1933); мемуарные очерки "Дом у Старого Пимена" (1934), "Мать и музыка" (1935), "Повесть о Сонечке" (1938); поэмы "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (обе – 1926); "Крысолов" (1925‑1926), цикл "Стихи к Чехии" (1938‑1939). Летом 1939 года вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) Марина Цветаева вернулась с сыном Георгием на родину. В том же году дочь и муж арестованы (Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна после 15 лет репрессий была реабилитирована в 1955 году). Оказавшись в начале Великой Отечественной войны в эвакуации в Татарстане, Марина Ивановна Цветаева 31 августа 1941 года покончила с собой… Ровно через 50 лет её отпели в Москве – по благословению патриарха Алексия II. |
23 сентября 80-летие самого казанского (так его называли многие) поэта Николая Беляева отметили в Казани презентацией его посмертной книги «На последней прямой» и первой книги его дочери – Екатерины Беляевой-Чернышевой "Давай говорить за себя". Юбилейный вечер в клубе литераторов на ул. Муштари, 14 вела вдова поэта, искусствовед Вилора Чернышёва. А начинала и заканчивала дочь: Катя впервые попробовала смонтировать на компьютере документальный фильм из немногочисленных интервью отца, старых фонограмм и семейных фотографий. Николай Николаевич Беляев родился 23 сентября 1937 года в Ярославле. Окончил геологический факультет Казанского университета по специальности инженер-геолог-геофизик. Участвовал в геологических экспедициях на Урале, в Иркутской области, Якутии и Туркмении. Работал литконсультантом в газете «Комсомолец Татарии», на Казанской студии телевидения. В 1969 году принят в Союз писателей СССР, окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького (1975), где занимался в поэтическом семинаре известного поэта-фронтовика Александра Межирова.
Работал также литконсультантом в Союзе писателей Татарской АССР. В течение двадцати лет руководил литературной студией «ARS» в Казанском университете. Известен как переводчик татарской и латышской поэзии. Автор поэтических книг «Голоса расстояний», «Ветер», «Перекресток», «Казанская тетрадь»,"Тысячелистник", "Воз воспоминаний" (все – Татарское книжное издательство), «Память» (московское издательство «Современник», 1981. В 1991 году Николая Беляева избрали членом координационного совета Союза российских писателей, образованном демократически настроенными литератороми. К созданию этого творческого объединения, которое успешно развивается и сегодня, были причастны Булат Окуджава, Юрий Карякин, Анатолий Жигулин, Фазиль Искандер, Роман Солнцев и другие поэты, прозаики, драматурги, критики и литературоведы. В 1993-м семья Беляевых покинула Казань, купив дом в селе Ворша Сабинского района Владимирской области у татарской семьи, решившей вернуться на историческую родину. Но связи с друзьями Николай Николаевич не терял. В 1997 году однокашник Беляева по геофаку Казанского университета Роман Солнцев (Ринат Суфеев) издал в Красноярске совершенно новый сборник его стихотворений с прежним названием "Голоса расстояний". В 2001 году Татарстанское отделение Союза российских писателей выпустило его книгу «След ласточки» (редактор Николай Алешков). В Казани вышла книга «NB» (составители Владимир Герасимов и Анна Миллер), вслед за нею Татарское книжное издательство выпустило сборник «Помню. Слышу. Люблю…», за который Николай Николаевич был удостоен в 2007 году Державинской премии. Следует сказать, что предпечатную подготовку этой книги осуществило Татарстанское отделение СРП, составителем был Николай Алешков, а изданию способствовал Разиль Валеев, народный поэт Татарстана, председатель комитета по культуре и межнациональным отношениям при Госсовете республики Татарстан, Стихи Николая Беляева в эти годы также публиковались в журналах «Дружба народов», «День и ночь», «Казань», «Идель», «Аргамак». В 2011 году, при содействии и финансовом обеспечении доктора филологических наук, академика Наиля Валеева, республиканское издательство "Идел-пресс" выпустило книгу Николая Беляева «Поэма Солнца», посвящённую жизни и творчеству художника Алексея Аникеёнка (рукопись её была готова ещё до распада СССР, но издать в цвете, с многочисленными иллюстрациями и репродукциями, ранее не удавалось). Для многих эта книга стала как бы исповедью казанских шестидесятников. Тогда же по ходатайству Наиля Мансуровича Валеева президент Татарстана Рустам Минниханов распорядился – к 75-летию поэта выделить семье Беляевых-Чернышёвых социальное жильё в Казани. Николай Николаевич уже был болен, однако возвращение благотворно сказалось на его самочувствии, творчестве и , по сути, продлило его жизнь ещё на пять лет. Беляев успел подготовить и сдать в Татарское книжное издательство книгу, которую назвал «На последней прямой». Увы, увидеть её поэт не успел – 24 декабря 2016 года его не стало. И вот, девять месяцев спустя, в том же зале, где зимой проходила панихида, состоялся юбилейный вечер, на котором выступили родные и близкие, друзья и ученики. Председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей, главный редактор литературного журнала «Аргамак» Николай Алешков поделился воспоминаниями о своём друге и учителе (впрочем, Беляев считал, что «все мы друг у друга учимся») и обещал написать рекомендацию Екатерине Беляевой-Чернышёвой для вступление её в наш Союз российских писателей. Но и Николая Николаевича мы "выбывшим" не считаем – он навсегда останется в наших рядах. На вечере также выступали поэты Рустем Сабиров, Искандер Абдуллин и Роман Перельштейн, начинавшие в университетском ARSе. А университетские друзья, в частности Ирина Донская, рассказали о первых литературных опытах Николая Беляева в университетской газете «Ленинец» под псевдонимом ГоБелДон (Сергей Говорухин, Николай Беляев и Ирина Донская). Известный кинорежиссёр и депутат Госдумы, как известно, тоже окончил геофак КГУ, впоследствии он помог Беляеву отремонтировать дом в Ворше, участвовал также в московском издании поэтического сборника «Казанская тетрадь». Ведущая вечера, вдова поэта Вилора Касимовна Чернышёва искренне поблагодарила всех многочисленных друзей семьи за бескорыстную и своевременную помощь, но в зале всё-таки больше было тех, кому Николай Николаевич помогал при жизни. Советом, делом и прежде всего – своими стихами, своим примером оставаться настоящим русским поэтом при любых обстоятельствах. Знаменательно, что на вечер не пришёл ни один функционер из правления и аппарата СП Татарстана. Хотя Николай Беляев признан лучшим переводчиком татарской поэзии, из его переводов можно составить уникальную антологию! «Собратья по перу» даже не удосужились за девять месяцев создать хотя бы «комиссию по творческому наследию Н.Н. Беляева», о чём говорилось ещё на панихиде… Впрочем, принимается решение, что такая комиссия будет создана и начнёт работать при Татарстанском отделении Союза российских писателей. Из сборника «На последней прямой» «… и с отвращением читая жизнь свою, 12.09.2015 |
20 сентября Николай Алешков представил казанцам новую книгу избранной лирики «Дальние луга».. Сборник вышел в серии «Библиотека российской поэзии» издательства «Маматов» (Санкт-Петербург). Презентация состоялась в казанском литературном кафе «КаЛитКа». На поэтическом вечере, прошедшем в уютном кафе Центральной библиотеки г. Казани, набережночелнинский автор выступил не один, с ним приехали Елена Емалтынова и Александр Тарасов, исполнившие собственные песни на стихи Николая Алешкова. Свои суждения о книге высказали доктор филологических наук Рамиль Сарчин и кандидат философских наук Камиль Хайруллин, написавший к книге «Дальние луга» предисловие, заведующий отделом прикладных исследований и проектов Аппарата Президента РТ, кандидат исторических наук Рустэм Гайнетдинов и председатель Казанской городской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей Александр Воронин, выступивший ведущим вечера. И конечно, сам автор много читал. Начал вечер Николай Алешков с поэмы «Дальние луга», а под занавес предложил собравшимся называть любую страницу (а их в сборнике 430!) – и тут же читал стихотворение, чтобы слушавшие убедились – стихи разных лет составляют некое художественное и смысловое единство книги. В заключение Николай Алешков всем собравшимся подарил новый номер литературного журнала «Аргамак. Татарстан», который он основал и возглавляет с 2009 года, а также новый номер «Общеписательской Литературной газеты» Международного сообщества писательских союзов (Москва #8’2017), где напечатана его поэтическая подборка "Ради музыки, слышной не всем". Сергей Тимофеев |
16 сентября в Казани прошёл традиционный литературный праздник "ОСЕНИНЫ". В субботу, в полдень, на Арском кладбище, как обычно, на могиле поэта Виля Мустафина собрались родные и близкие, друзья и ученики. А в 16 часов в музее Константина Васильева состоялись очередные "Осенины". Праздник урожая, если речь о писателях, конечно, посвящался новым изданиям. И в первую очередь – выходу нового номера литературного журнала "Аргамак", который представил заместитель главного редактора, председатель Казанской городской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей Александр Воронин. В первую очередь он предоставил слово одному из авторов этого номера – научному сотруднику музея Алексею Ефимову, который выступил в журнале со статьей, посвящённой 75-летию художника Константина Васильева. Также в номере – большая подборка стихотворений казанских поэтов – Гавриила Петровича Каменева (1772-1803), к его 245-летию со дня рождения, и Николая Николаевича Беляева (1937-2016). Его юбилей, как напомнил ведущий вечера, пройдёт 23 сентября в 15 часов в клубе литераторов на ул. Муштари,14. Поэт, литературовед и философ Камиль Хайруллин представил собравшимся свою новую книгу "Константин Васильев и Виль Мустафин", выпущенную летом в издательстве Академии наук РТ. В ней собраны очерки о жизни двух талантливых друзей – художника и поэта, творчество которых ещё долго будет привлекать внимание читателей и зрителей, последователей и исследователей. С новыми стихами на "Осенинах" выступили казанские поэты Михаил Тузов, Натан Солодухо и Филипп Пираев. В заключение ведущий вечера – Александр Воронин пригласил всех на презентацию новой книги лирики Николая Алешкова "Дальние луга". |
Радуга на Радоницу 25 апреля литобъединение имени В. Мустафина провело в Музее художника Константина Васильева поэтический вечер «Радоница». Этот праздник поминовения ещё называют Пасхой всех усопших. А казанские поэты решили вспомнить ушедших поэтов, прежде всего, последнего из легендарных «шестидесятников» Евгения Александровича Евтушенко. Руководитель литобъединения имени В. Мустафина, лауреат Державинской премии Михаил Тузов рассказал собравшимся, как в молодые годы, студентом Академии МВД СССР, он в течение двух лет посещал евтушенсковскую «поэтическую студию» при автозаводском ДК в Москве. И продекламировал, как Евтушенко читал перед студийцами своё стихотворение «Качка». Уже в Казани Михаил Тузов стал посещать литературное объединение при Литературно-мемориальном музее А.М. Горького, и многие годы его возглавлял Марк Давыдович Зарецкий (1937-2003). Недавно Зарецкому исполнилось бы 80 лет. Как и первой супруге Евгения Евтушенко – Белле Ахатовне Ахмадулиной (1937-2010), которую также вспомнили на вечере «Радоница». И конечно, многие вспоминали знаменитое университетское литобъединение «АРС», его создал и возглавлял два десятилетия замечательный казанский поэт Николай Николаевич Беляев (1937-2016), которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Хозяйка литературного кафе «Калитка» Галина Булатова своё выступление посвятила судьбе казанского поэта Ивана Ивановича Данилова (1941-2010), книгу которого к печати она готовила вместе с Эдуардом Учаровым. А Филипп Пираев прочёл стихотворение «Здравствуй, мама, я вновь у могилы твоей…», опубликованное в прошлом году в литературном журнале «Аргамак. Татарстан». Свои стихи на вечере читали также участники литобъединения «Златоуст», члены Союза российских писателей Татьяна Сушенцова и Валентина Зикеева, зеленодольские поэты Виктор Дементьев и Павел Петров, философ Натан Солодухо и журналистка Елена Черняева. А Людмила Уфимцева рассказала о рукописной антологии Виля Салаховича Мустафина (1935-2009), которая скоро должна выйти из печати. Решили, что «Антология одного стихотворения» станет лейтмотивом очередных Мустафинских чтений, которые Татарстанское отделение Союза российских писателей традиционно проводит 3 мая, в день рождения поэта. Вообще о родителях, о друзьях и учителях своих на вечере говорили и читали стихи многие собравшиеся. Очень скоро в уютной библиотеке Музея К. Васильева установилась душевная атмосфера… И апофеозом стала первая в этом году радуга, которая раскинулась над Казанью в тот вечер! Одним концом радуга-дуга опиралась на купол университетской обсерватории, другим (в другом окне) освещала пешеходную улицу… Конечно, это был добрый знак.
Фото Филиппа Пираева |
10 апреля Белле Ахмадулиной отмечается 80-летие Известная московская поэтесса Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1837-2010) последний раз выступала в Казани 10 лет назад – на первом «Аксёнов-фесте». Она родилась в Москве, жила на Варварке. Отец Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979), был комсомольским вожаком, парторгом, в войну замполитом, в дальнейшем – зампред Государственного таможенного комитета СССР. Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Стопани. Воспитывала Беллу бабушка. В годы войны она жила у другой бабушки – по линии отца, в Казани. В 1944 году мать забрала дочь в Москву, где Белла пошла в первый класс. Стихи начала писать стихи в школьные годы, первая публикация в журнале «Октябрь» появилась, когда поэтесса оканчивала десятый класс. После года работы в газете «Метростроевец» Ахмадуллина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького, откуда исключалась за отказ подписать письмо против публикации за границей романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В тот трудный год её помог главный редактор «Литературной газеты» Сергей Смирнов, предложивший ей стать внештатным корреспондентом «Литературной газеты Сибирь» в Иркутске. Он же позже опубликовал в своей газете рассказ Беллы Ахмадулиной «На сибирских дорогах» вместе с серией сибирских стихотворений. А позже выступил в Союзе писателей за поддержку молодых талантов. По стараниям Смирнова Ахмадулину восстановили в институте, причём на тот же четвертый курс, с которого исключили. В 1960-м она окончила Литературный институт с красным дипломом. Вскоре вышел первый сборник «Струна». К Белле Ахмадулиной пришла первая известность вместе с первыми поэтическими выступлениями в Политехническом музее, в Лужниках и Московском университете – вместе с Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским. В 1964 году Белла Ахмадулина снялась в первом фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», где сыграла журналистку. Картина получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В 1970 году поэтесса появилась на экранах в фильме Элема Климова «Спорт, спорт, спорт», где читала свои стихи. Позднее вышли в свет книги «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» и «Метель» (обе – 1977) и многие другие. Подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. В 1970-х она часто бывала в Грузии, переводила стихи Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе. В 1978 году вместе с Василием Аксёновым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и другими авторами Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь», изданного самиздатом в 12 экземплярах, один из них был вывезен за границу и напечатан в издательстве «Ардис» (США). Все участники альманаха подверглись «проработкам». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями диссидентов Андрея Сахарова, Георгия Владимова и Владимира Войновича по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». Ее заявления публиковались в «Нью-Йорк таймс». Белла Ахмадулина участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре 1988 года. Первым мужем, ещё в студенческие годы, стал поэт Евгений Евтушенко, с которым Белла жила три года. Потом последовал брак с прозаиком Юрием Нагибиным. После непродолжительного гражданского брака с сыном классика балкарской литературы Кайсына Кулиева (Эльдар был отцом их дочери Лизы), в 1974 году Белла Ахмадулина познакомилась с художником, скульптором и сценографом Борисом Мессерером. Пара прожила вместе 35 лет. Борис Асафович стал ангелом-хранителем рассеянной и неприспособленной к быту поэтессы, он собрал по Москве стихотворения, которые Ахмадулина легко раздаривала, и издал четырёхтомник произведений. В их союзе появилась дочь Анна. В последние годы жизни Белла Ахмадулина тяжело болела, жила с мужем в Переделкино. В конце октября 2010 года она была госпитализирована в Боткинскую больницу и прооперирована. По свидетельству медиков, всё прошло нормально. Через несколько дней поэтессу перевели из реанимации в обычное отделение, а позже выписали. Но через четыре дня у Ахмадулиной случился криз и она умерла в машине скорой помощи. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1959 году Белла Ахмадулина написала одно из самых известных (благодаря культовому фильму «Ирония судьбы») стихотворений: По улице моей который год Запущены моих друзей дела, Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх О одиночество, как твой характер крут! Так призови меня и награди! Дай стать на цыпочки в твоем лесу, Даруй мне тишь твоих библиотек, И я познаю мудрость и печаль, И вот тогда – из слез, из темноты, По иронии судьбы – в той же рязановской комедии звучал романс на стихи Евгения Евтушенко – первого мужа Беллы Ахмадулиной. Эти строки поэт посвятил именно ей: Со мною вот что происходит: P.S. Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года в США. И именно сегодня его отпевали в Переделкино, где он завещал себя похоронить… |
6 апреля в Казани прошла презентация журнала «Аргамак» В Национальной библиотеке РТ была развёрнута выставка «Аргамак: с 1 по 25 юбилейный», где были представлены номера журнала за последние годы. В презентации приняли участие Разиль Исмагилович Валеев, народный поэт Татарстана, председатель постоянной парламентской комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам, член Президиума Государственного совета Республики Татарстан, а также приехавший к нему на юбилей однокурсник по Литературному институту – известный востоковед, поэт и прозаик, народный писатель Республики Алтай Бронтой Янгович Бедюров; заместитель председателя Союза журналистов Татарстана, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Абдулловна Якупова и главный редактор журнала «Чаян» Рафаэль Исмагилович Халилуллов. Заведующая отделом периодической печати Национальной библиотеки РТ Асия Кирамовна Махнина рассказала, как много читают «Аргамак» в библиотеках республики, не случайно журнал стал победителем ежегодного республиканского конкурса «Книга года», который проводит Национальная библиотека по результатам читательских обращений за книгой. Перед собравшимися, студентами и преподавателями Казанского университета, КНИТУ и других учебных заведений выступили авторы журнала, известный искусствовед, научный сотрудник Национального культурного центра «Казань» Розалина Шагеева и доктор филологических наук, член Союза российских писателей Рамиль Сарчин. Прозвучали стихи авторов, которые опубликованы в этом номере – казанские поэты Эдуард Учаров, Галина Булатова, Филипп Пираев. Их эстафету подхватили челнинские поэты Вера Хамидуллина и Светлана Летяга, а также авторы и исполнители Сергей Бычков и Елена Камалтынова, которые спели свои песни на стихи Николая Алешкова. Сам Николай Петрович в заключение тоже прочёл свои стихи. акже собравшиеся смогли познакомиться с графикой главного художника журнала «Аргамак» Ольги Беловой-Недовизий. Литературно-музыкальный вечер прошёл в тёплой душевной атмосфере. Открывал его и завершал своими песнями менделеевский поэт и композитор, член Союза российских писателей Радик Ахунзянов. |
6 марта в Казани состоялся авторский вечер драматурга Александра Воронина Впервые в казанском литературном кафе «КаЛитКа» прошло театрализованное представление, главную роль в котором исполнил известный актёр – заслуженный артист России, народный артист Татарстана Александр Купцов. Авторский вечер председателя Казанской городской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей, драматурга и историка театра, лауреата международной литературное премии «Детское время» Александра Воронина посвящалось 40-летию его выхода на профессиональную сцену. Ровно сорок лет назад, будучи студентом второго курса Казанского театрального училища, он дебютировал на сцене Казанского театра юного зрителя имени Ленинского комсомола в спектакле «Принц и нищий», в одной из ролей второго плана. И так счастливо совпало, что ровно десять лет спустя, день в день, 5 марта 1987 года на той же тюзовской сцене состоялся дебют Александра Воронина в качестве драматурга – ровно тридцать лет назад состоялась премьера его пьесы-фантазии «Четыре вечера и одно утро» в постановке известного казанского режиссера Семёна Переля. К этому стоит добавить, что свою стихотворную пьесу-сказку «Раёк» Александр Воронин поставил в те же годы перестройки со своими тюзовскими друзьями – и это был первый в Казани «антрепризный» спектакль, который молодые актеры сыграли в Доме актёра, а потом показали во многих городах и районах Татарстана. Участников той первой частной, «кооперативной» постановки автор пригласил и для исполнения пьесы в «Калитке». Заслуженный артист РФ, народный артист РТ Александр Купцов, Михаил и Ирина Соколовы не только сыграли (правда, без костюмов и декораций) спектакль тридцатилетней давности, но и с удовольствием вспоминали связанные с постановкой весёлые истории. В общем, обычная читка пьесы превратилась в увлекательное действо. К тому же Александр Воронин слегка исправил финальный монолог раёшного царя, и Александр Купцов к удовольствию слушателей прочёл: «Увы! На самом интересном месте Руководителю литературного кафе, казанскому поэту Эдуарду Учарову такой эспромт пришёлся по вкусу. Он вообще решил, что в «Калитке» теперь следует больше проводить театрализованных представлений и встреч с известными артистами. Лиха беда начало!. |
В Сочи прошла презентация книги Венеры Якуповой «Путеводитель до Берлина» В рамках ХХ фестиваля журналистов «Вся Россия» прошла презентация книги главного редактора «Казанских ведомостей», заместителя председателя Союза журналистов РТ, члена Союза российских писателей Венеры Якуповой «Путеводитель до Берлина. Удивительные истории о семейных реликвиях войны». Ежегодный фестиваль журналистов «Вся Россия» каждый раз становится заметным событием в медийной и политической жизни страны. Здесь традиционно проходят презентации лучших книг, изданных представителями СМИ. Проект «Путеводитель до Берлина» вызвал большой интерес у коллег из столицы и регионов России. Напомним, книга вышла в этом году накануне Дня Победы в «Издательском доме Маковского» тиражом 3500 экз. при финансовой помощи ПАО «Таттелеком». Содействие в издании книги оказал и Союз журналистов Татарстана. Книга состоит из историй читателей газеты «Казанские ведомости», которые на страницах газеты в рубрике «История войны в вещах» по просьбе редакции в течение года рассказывали о семейных реликвиях Великой Отечественной. Удивительные истории о том, как появились у них эти вещи, что стоит за каждой реликвией, почему они ее хранят, и стали основным содержанием книги. Из десятков рассказов предстала великая история нашей страны, история Республики Татарстан. Открыл презентацию секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный. Автор-составитель Венера Якупова рассказала, что в ходе газетной акции были найдены уникальные семейные реликвии. «И эти реликвии показали нам, что люди более 70 лет хранят память о тех ветеранах, которых теперь уже нет в живых. Это и похоронка, на которой рукой вернувшегося фронтовика было написано «Это неправда!!!», и трофейная ложка, отлитая из обломков немецкого самолета и многое другое». Председатель Союза журналистов РФ Всеволод Богданов отметил, что Татарстан и его жители всегда удивляли его тем, что умеют хранить и беречь семейные традиции, реликвии. «Проводя помпезные мероприятия ко Дню Победы, мы порой мало знаем о главном – участниках той войны. Вот поиск этих голосов, которые продолжают звучать, – это и есть главная задача журналиста», – сказала, выступая, секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина. Алексей Симонов, сын известного поэта Константина Симонова, поблагодарил за сохранение памяти о Великой Победе. «Венера Якупова нашла тему, которая долго будет тревожить многих. Все, что выходит из-под ее пера, – качественно и добротно», – поделился своими впечатлениями генеральный директор крупнейшего в Якутии издательско-полиграфического дома «НОРД-ПРЕСС» (г. Якутск) Леонид Левин. На презентации также выступили генеральный директор Издательского дома «Северная неделя» (г. Северодвинск, Архангельская обл.) Вячеслав Белоусов, учредитель и главный редактор Издательского дома «Ярмарка» (г. Лениногорск, Татарстан) Владимир Кожевников. Председатель Союза журналистов Болгарии Снежана Тодорова пригласила Венеру Якупову для презентации книги в Болгарии. Стоит заметить, что главный редактор «КВ» решила продолжить проект и обратилась к своим читателям и российским коллегам с просьбой поделиться рассказами о вещах войны. Лучшие истории войдут в новый сборник «Путеводитель до Берлина – 2», который планируется выпустить к 9 мая 2017 года. |
16 сентября в Казани состоялся традиционный праздник поэзии «Осенины» Татарстанское отделение Союза российских писателей открыло новый литературный сезон в день памяти казанского поэта Виля Мустафина.. Как всегда, ровно в полдень на Арском кладбище собрались родные и близкие, друзья и ученики Виля Салаховича. Мустафин ушёл из жизни в 2009 году, но до сих пор «посылает» почитателям своего самобытного поэтического творчества зримые «приветы с того света». Вот и на этот раз с утра, 16 сентября, не переставая, моросил затяжной дождь, в небе не было намёка на просветы… Но к полудню тучи развеялись – и в мире просияло яркое осеннее солнце! Ещё ни один день памяти поэта, начиная с 2009 года, когда мы прощались с Вилем Мустафиным, не прошёл, чтобы над Казанью не рассеивались тучи. Правда, дождь с градом ещё пытался накрыть город, чтобы отпугнуть желающих прийти на праздник поэзии «Осенины» в музей Константина Васильева. Но тот ливень оказался недолгим, так что открытие сезона литературного объединения имени В. Мустафина прошло при полном аншлаге. Осенины, как известно, праздник урожая. Для поэтов – это, разумеется, новые стихи. А для прозаиков – вновь изданные книги. Вот и в этот раз участники мустафинского лито, которым руководит лауреат Державинской премии Михаил Тузов, почитали свои новые стихи, представили вышедшие недавно книги. Так, кандидат философских наук, поэт и эссеист Камиль Хайруллин новый сборник своих статей «Космизм Александра Блока», выпущенный издательством Академии наук РТ. Изюминкой книги стало включение в неё, помимо философско-литерататуроведческих работ, и фантастического рассказа «Двойник». Камиль Хасанович обещал подарить этот сборник коллегам на авторской презентации, которая состоится 29 сентября в Казанском литературном кафе «Калитка» на Вишневского, 10 (его авторский вечер в Центральной библиотеке начнется в 17 часов) А Николай Борисов представил на празднике сборник повестей и рассказов «Где обрящуся аз?», изданный типографией Правительства Республики Марий Эл. Книга названа по одноимённому киносценарию, съёмки которого планируются в Казани. Главным новшеством нынешних «Осенин» стало приглашение на праздник в статусе специального гостя известного казанского поэта, автора русского текста гимна Республики Татарстан, мастера FIDE Филиппа Пираева, который рассказал собравшимся немного о себе и представил свою первую книгу «Угол взлёта». Его выступление само по себе явилось доказательством – такие поэтические вечера мы проводим не напрасно. А в завершение праздника наши поэтессы – Светлана Мингазова и Татьяна Сушенцова, получившие минувшим летом по почте «заветные» членские книжки СРП, устроили для друзей тёплое дружеское чаепитие. Мы от души – и ещё раз! – поздравляем их со вступлением в Союз российских писателей.
Филипп Пираев. Из книги «Угол взлёта» * * * В провинции – восторг и благодать: Хрустим редиской, пьём себе стишки, Хотя и тут случается подчас Здесь как-то всё родимей и светлей – И, выходя к берёзам на мороз, * * * Я изучал закрытые науки – Но видел я, смывая понемногу И пусть у Бога странные манеры, * * * А дальше – вера и стихи, |
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР. Уважаемые посетители нашего сайта! Тех,кто живёт в Набережных Челнах, а также гостей города мыприглашаем на благотворительный литературно-музыкальный вечер, посвящённый сбору средств на лечение и реабилитацию тяжело больной Инны Валерьевны Лимоновой – известной российской поэтессы, живущей ныне в Москве, а ранее проживавшей и работавшей в Набережных Челнах. АКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДК "КАМАЗ", ТАТАРСТАНСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ СОЮЗА РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, ЛИТОБЪЕДИНЕНИЕМ "ЛЕБЕДЬ", КЛУБОМ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОСТОИТСЯ 19 ИЮЛЯ (ВТОРНИК) В 18.30 В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ДК "КАМАЗ" (ПР, МИРА,87/22, ОСТАНОВКА ДК "КАМАЗ"). В 70-е и 80-е годы минувшего столетия Инна Лимонова была символом челнинской строительной эпопеи. Она приехала на берег Камы из родного Челябинска в 16 лет по комсомольской путёвке, веря, что будет строить лучший город Земли. Её юное лицо со светлыми волосами и огромными синими глазами доверчиво улыбалось всей огромной советской стране со страниц "Комсомольской правды" и других газет и журналов. Её стихи, искренние и чистые, публиковались в лучшем литературном журнале того времени – в "Новом мире". Закончив ПТУ, она работала плиточницей-облицовщицей в одном из СМУ. потом стала корреспондентом газеты "Камские зори", потом диспетчером на заводе. Участница жарких споров в литературном объединении "Орфей", студентка-заочница Литинститута имени Горького в Москве, одновременно – одна из организаторов молодёжного театра-студии "Ника" в Набережных Челнах, основательница музея Марины Цветаевой в Елабуге (при финансовой поддержке первого коммерческого банка "Континент") – и это всё она. Стихи и проза Инны Лимоновой помогали людям жить и переносить трудности. Неугомонны, словно двери, Теперь помощь нужна ей самой. НОМЕР СБЕРБАНКОВСКОЙ КАРТОЧКИ ИННЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ ЛИМОНОВОЙ: 63900240 9031107135. На снимке: Члены литобъединения "Орфей" на традиционной встрече. 1973 г. |
В ЦВЕТЕНИИ СТИХОВ «Поделиться с тобой любовью?..» – так назывался творческий вечер поэта, члена Союза российских писателей Натальи Первовой, который состоялся 14 июня, в Доме дружбы народов «Родник» и был приурочен к 390-летию поселения «Челнинский починок». Наталья Ивановна Первова – не только выдающаяся поэтесса, обладающая своим незаимствованным художественным стилем и чистым поэтическим голосом, она – ветеран челнинской журналистики, посвятившая долгие годы – со дня приезда в Набережные Челны в 1971-м и до начала 2000-х – радиожурналистике на «КамАЗе». Родилась Наташа в Мурманске. Военное детство прошло в деревне у деда с бабушкой, под Вологдой. В первый класс пошла в старинном северном городке Устюжне. В юности – снова заполярный круг: Архангельск, где окончила фармацевтическое училище. Потом – работа в Череповце. И вновь – учёба, но теперь уже в Ленинградском университете на факультете журналистики… Понятие Родины росло и стало, наконец, Русским Севером – главным героем творчества Натальи Первовой. Отсюда – и название её поэтических сборников «Моя параллель», «Китежанка» и вот – «Прапамять». Глубинная, родовая, будоражащая. Говорят, изба отцовская
У отца глаза-то синие –
Так же, как при Ефросинии, Те же буйств весенних замяти… С этого стихотворения Наталья Ивановна и начала свой вечер, посвящённый выходу третьей книги «Прапамять», на который пригласила друзей и всех поклонников высокого слога. Первый сборник стихов – «Моя параллель» – был издан в 2007 году Набережночелнинским издательством «Новости мира»: руководитель издательства Александр Петрикин, пленённый стихами поэтессы, нашёл спонсоров, поддержавших проект. Среди меценатов был и поэт Александр Бабаев. Вскоре, в 2009-м, увидела свет и вторая книга стихов «Китежанка», так же вышедшая в Набережных Челнах, но уже в издательстве Татарстанского отделения Союза российских писателей, после чего, по итогам двух поэтических книг, челнинская поэтесса была принята в Союз российских писателей. Со второй книгой помогли родственники. А возможность выпустить третий сборник пришлось ждать семь лет, и благодаря поддержке Союза российских писателей, выделившему стипендию, такая возможность появилась, чему автор несказанно рада. «Всё получилось, как нельзя, кстати, – говорит Наталья Ивановна, – книга вышла, можно сказать, как подарок ко дню рождения (26 июня Н. И. Первовой исполнится 77 лет. – прим. О. К-Д). Большое спасибо Союзу российских писателей, Татарстанскому отделению и Питерскому отделению, особенно председателю Издательской комиссии Валентине Степановне Кизило, приложившей немало усилий, чтобы книга вышла вовремя, именно в том виде, как я и хотела – с иллюстрациями-репродукциями картин моей любимой художницы Галины Недовизий. Посмотрите, как красиво на обложке горят во ржи васильки с картины Галины, всё – к стихам, всё – мне так близко…» Вот и отклик – стихотворение Натальи Первовой «Рожь» – на творчество незаурядной художницы, чьи рожь и васильки «легли» на обложку книги «Прапамять»: Ей богу, никаких коллизий, Я б назвала его «Россия»… Вот эта рожь. Пригнётся колос… А голубым глазком из жита – Где цвесть ему – в том Божья воля, Творческий вечер-презентация был подготовлен Татарстанским отделением Союза российских писателей, Русским обществом при ДДН «Родник», а также Литературным объединением «Лебедь» и студией «Искусство речи», работающих при ДК «КАМАЗ». В литературно-музыкальной композиции приняли участие соратники Натальи Первовой по творческому Союзу, поэты Николай Алешков, Алла Орехова, Александр Бабаев, Светлана Летяга. Песни на стихи Н. Первовой исполнили авторы Людмила Ткачук, Александр Тарасов, Радик Ахунзянов, Ольга Кузьмичева-Дробышевская. Профессионально раскрасил музыкальную ткань действа ансамбль русских народных инструментов «Наигрыш» под управлением Николая Фёдорова. Солист ансамбля Алишер Додарбеков очаровал зрителей своим сочным баритоном и неподражаемым исполнением есенинских композиций, которые эмоционально перекликались со стихами Натальи Ивановны. Запомнилось зрителям выступление участников студии «Искусство речи» (руководитель Оксана Наумова). Студийцы сами выбрали стихи из книги «Прапамять», выучили их наизусть и прочли со сцены. Конечно же, ребята волновались, ведь они – далеко не профессионалы художественного чтения, но Наталья Ивановна искренне заметила: «Радостно, волнительно и очень интересно послушать собственные стихи в исполнении молодых, ведь каждый по-своему чувствует поэтическую строку и вкладывает в слово свои душевные переживания». Незабываемым откровением, вызвавшим яркий эмоциональный отклик у зрителей, стали комментарии Натальи Ивановны к фотографиям из семейного альбома, что демонстрировались на больших мониторах над сценой. Наталья Ивановна поведала историю любви родного деда Николая Петровчиа Родионова – военного врача. Интересным, приоткрывшим чуткому слушателю некоторые секреты – откуда поэт черпает вдохновение? – стал рассказ Натальи Ивановны и о другом дедушке, отчиме её мамы, Василии Сергеевиче Кудрявцеве. Дед был Первой скрипкой Губернского Вологодского симфонического оркестра, педагогом по призванию, достойно носившим звание Народного учителя. «Помню огромную, не в одну стену, библиотеку нотных и песенных сборников деда, именно по ним он и научил меня читать, и в 5 лет я уже читала бегло, как сейчас, – вспоминала Наталья Ивановна. – В школе, в начальных классах, учительница быстро поняла, что мне не интересно зубрить азбуку, посадила меня за последнюю парту, дала увлекательные книги, чтобы я другим не мешала учить буквы. С тех пор с книгой не расстаюсь… А дед Василий был педагогом от Бога. Однажды я сбросила с печки кошку, она не успела приготовить к падению лапы, видать, высота была маленькой, и шлёпнулась об пол, замерла от страха и боли. Дед мне ни слова не сказал! Просто взял кошку на руки, стал её гладить и ласково так приговаривать: «Больно тебе… лапкам твоим больно», – и даже не взглянул на меня. И мне самой стало больно… С тех пор никогда не осмеливалась обидеть никакое животное»… Уверена, зрителям запомнилась и другая фотография из семейного альбома, на которой запечатлена юная Наташа с подругой – девушки буквально тонут в море крупных ромашек. «Видите на заднем плане, на холме – белое? – поясняла Наталья Ивановна, – это лёд и снег, вечная мерзлота, а перед ней – вот чудо-то! – в широченной низине разлилось белое море ромашек». Неизгладимое впечатление вылилось потом в стихи: Тундра – даль, куртина из ромашек И цветут на солнечном пригорке, Завершился фоторяд снимком Натальи Ивановны с внуками. Вот так, в несколько мгновений – вся жизнь до сегодняшнего дня, и как раскрытые лепестки ромашек в ней – листочки со стихами. Ещё листались страницы книги, пелись песни, звучала музыка, искренне произносились слова взаимной благодарности виновницы торжества и зрителей. Общение друзей продолжилось и за чашкой чая в уютной «Чайхане» ДДН «Родник». И каждый унёс с собой с этого доброго вечера не только приобретённую новую книгу с автографом поэта, но и свой сияющий в душе цветок радости – «синий уголёк» ли василька или маленькое солнышко ромашки – от прикосновения и причастности (как причастия) к благодати поэтического словаи. Ольга Кузьмичева-Дробышевская |
В Кировской области прошли VIII Крупинские чтения. Делегация Татарстанского отделения Союза российских писателей впервые принимала учатие в традиционном литературном празднике на родине известного русского писателя. Крупин, как и положено классику «деревенской прозы», давно живёт в Москве, однако каждый год приезжает на свою малую родину, чтобы принять участие в Великорецком крестном ходе с почитаемой на Руси Великорецкой чудотворной иконой св. Николая Чудотворца (с 3 по 8 июня) и специально к нему подгаданных Крупинских чтениях. Этот литературный праздник, организованный Кировской областной научной библиотекой имени А.И. Герцена и Кильмезьской районной библиотечной системой, давно перерос рамки областного мероприятия, традиционно в чтениях принимают участие московские поэты, представители Удмуртии и Марий Эл. А в этом году Владимир Николаевич посетил Казань, стал почётным гостем на Пасхальном празднестве в Казанской Ратуше, там Крупин и пригласил нас в гости. И вот мы добрались до Кильмези (и от Набережных Челнов, и от Казани пути туда на пять часов), нас встретили хлебом-солью, чак-чаком и вятским квасом. При этом местные девушки-красавицы по традиции были одеты в русские, татарские, удмуртские и марийские народные костюмы. Само название села восходит – по разным легендам – и к марийским, и удмуртским, и татарским корням. Через Кильмезь проходил знакомый нам Сибирский тракт, который берёт начало в Казани. В XIX веке кильмезяне построили на народные средства храм Троицы Живоначальной, где по традиции всегда начинаются Крупинские чтения – с общего молебна. В пленарном заседании принимали участие министр культуры Кировской области Андрей Скальный, глава Кильмезьского района Кировской области Владимир Симонов, заместитель директора по научно-методической работе Кировской областной научной библиотеки имени А.И. Герцена Светлана Будашкина, учёные и писатели, гости и жители района. Владимир Николаевич Крупин открывал чтения и комментировал выступления. Позже он провёл для нас экскурсию по своему дому (построенному точно на месте дедовской избы), где по воле писателя ныне действует Дом-музей православной культуры. А вечером на сцене районного Дворца культуры состоялся двухчасовой «татарский Сабантуй» (28 мая он как раз проходил в Казани), который открывал ансамбль народных инструментов «Наигрыш» под управлением Николая Фёдорова (Набережные Челны). Зрители тепло приветствовали выступления членов Татарстанского отделения Союза российских писателей – челнинских поэтов Николая Алешкова и Ольги Кузьмичёвой-Дробышевской, казанских поэтесс Валентины Зикеевой, Светланы Мингазовой и Татьяны Сушенцовой, а также поэта и певца Радика Ахунзянова из Менделеевска. Председатель Попечительского совета РПЦ в Набережных Челнах, член СРП Александр Бабаев вручил Владимиру Крупину в дар музею большой двустворчатый складень. В завершение, под исполненную челнинскими музыкантами на бис «Рио-Ритту», Владимир Николаевич пригласил казанских поэтесс на танец, не уставая восхищаться выступлением татарстанцев. Министр культуры Кировской области Андрей Скальный поблагодарил членов Союза российских писателей за яркое выступление. Воскресным утром для нашей делегации устроили ещё одно выступление, уже в малом зале РДК, для специально собравшихся сельских библиотекарей. А глава Кильмезьского района Владимир Симонов вручил всем татарстанцам благодарности. Александр Воронин На снимке: Владимир Николаевич Крупин принимает в своём кильмезьском доме татарстанских писателей. |
12 мая в городском культурном центре «Эврика» (г. Набережные Челны) прошёл литературно-музыкальный вечер «От сердца к сердцу». Мероприятие проводилось в рамках работы литературной гостиной «Черным по белому».
В Набережных Челнах успешно продолжается осуществление литературно-музыкального проекта "От сердца к сердцу" (по названию одной из поэтических книг заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Николая Алешкова).В этом проекте на равных звучат музыка и стихи. Поэты Диана Кан, Николай Алешков, Светлана Летяга, Ольга Кузьмичёва-Дробышевская, авторы-исполнители Радик Ахунзянов, Александр Тарасов, Елена Емалтынова, Диана Суходольская уже дали несколько представлений зрителям и слушателям Набережных Челнов, Елабуги и Менделеевска совместно с ансамблем народных инструментов "Наигрыш" под управлением Николая Фёдорова. 12 мая в городском культурном центре «Эврика» прошёл литературно-музыкальный вечер «От сердца к сердцу». Мероприятие проводилось в рамках работы литературной гостиной «Черным по белому». В авторском исполнении со сцены прозвучали стихи челнинских поэтов Николая Алешкова и Веры Хамидуллиной. Музыкальная часть была представлена песнями, написанными на их произведения в исполнении музыканта и композитора Сергея Бычкова в живом инструментальном сопровождении музыкальной группы «Сафари» (солист Дмитрий Пономарёв). Далее на сцену вышел Николай Алешков, продолживший "победную" тему впечатлениями о своём участии с портретом отца-фронтовика в марше "Бессмертный полк" ("наша общероссийская колонна в миллионы раз больше и мощней любой "пятой колонны"), а также стихами о послевоенном детстве и другой лирикой. Очень эмоциональным и артистичным было выступление Веры Хамидуллиной, автора нескольких поэтических книг, автора совместного со всемирно известным художником Никасом Сафроновым альбома-книги "В поисках Шамбалы", члена Союза российских писателей. В перерывах между их выступлениями Сергей Бычков, Дмитрий Пономарёв и музыканты группы "Сафари" исполнили песни на стихи и Николая, и Веры. Автор музыки на эти стихи – известный в Татарстане предприниматель и музыкант Сергей Бычков, ежегодно устраивающий в нашем городе фестивали памяти своего знаменитого друга Александра Барыкина. Публика аплодировала, особенно после исполнения Сергеем песни "Плыть, плыть…" на стихи Николая Рубцова… Организаторами концерта оказались Татарстанское отделение Союза российских писателей и литературная гостиная "Чёрным по белому" (руководитель – поэт, член Союза российских писателей Олег Лоншаков): Николай Маришин |
29 апреля литобъединение «Лебедь» при Дворце культуры «КАМАЗ» и Татарстанское отделение Союза российских писателей снова принимали гостей. Это был уже второй вечер из цикла «Поэты уходят – стихи остаются».
Когда в 70-е в Набережных Челнах разноголосо и мощно на всю страну гремела ударная стройка, город, действительно, был богат молодыми поэтическими талантами. Их объединил «Орфей» – так называлось городское литературное объединение, ставшее впоследствии известным и в Татарстане, и в Москве. Его хорошо знали и в городе: стихи орфеевцев звучали на строительных площадках, в пустых ещё цехах будущих заводов, в красных уголках общежитий, во дворах на агитплощадках.. Минули десятилетия. Город и КАМАЗ прочно встали на ноги и живут в едином ритме со своей республикой и всей страной. Но ряды стихотворцев поредели: одни уехали, другие – как это не прискорбно – ушли из жизни… Однако, как говорится в известной строке, « никто не забыт и ничто не забыто». Об этом же и тематические вечера в ДК "КАМАЗ". Первый «Тебя не вызовут на бис» (месяц назад) был посвящён поэту и прозаику Руслану Галимову, а вот этот – «Неразменное слово» – поэту Петру Прихожану. Собрались те, кто дружил с ним, общался, знал и любил его творчество; пришли и те, кто не имеет дома на полке его книжек, но слышал стихи и решил познакомиться поближе с ними и с их автором. Петр Борисович оставил о себе самые добрые воспоминания. Приехав в Челны по завершении сибирских строек из Братска, он возглавил строительное управление, возводящее кузнечный завод КАМАЗа. Не новичком был и в поэзии, имел изданную в Иркутске, небольшую книжку "Гулливеры", печатался и в в коллективных сборниках. Стихи Прихожана запоминаются мыслью, яркостью языка, образностью и юмором. Они звучали на вечере из разных уст – их читали поэты, гости, студийцы объединения «Искусство речи». Звучали и проникновенные посвящения собрату по перу, и песни, написанные челнинскими бардами на стихи Прихожана. Много восхищённых слов было сказано, конечно, и о главном труде жизни поэта – поэме «Новая Илиада». Петру Борисовичу удалось переложить бессмертную "Илиаду" Гомера на современный русский язык с известного перевода Гнедича, сделав её кардинально доступной для читателя любого возраста и любого уровня знаний. Отрывок, прочитанный из поэмы, вызвал самую бурную реакцию и явное одобрение зала. Этому титаническому и завершившемуся творческим успехом труду поэт посвятил семь лет. В конце вечера вдова поэта Галина Владимировна Прихожан подарила гостям книги Петра Борисовича: «Новую Илиаду» и «Думу о граде Китеже», изданную Татарстанским отделением Союза российских писателей на средства АО «Камгэсэнергострой» после смерти поэта. Это замечательный сборник избранного, со страниц которого вырисовывается образ талантливого человека: …По росистому следу к песчаному броду Наталья Первова |
26 марта в Малом зале ДК КамАЗ (г. Набережные Челны) состоялся вечер памяти Руслана Галимова. Руслан Галимов… Это имя, которое не гремело, не мелькало в печати или на экранах телевизоров в далёкие 70-е – 80-е, не было на слуху у бодрых строителей социализма-коммунизма, с воодушевлением читающих о стройках, заводах, километрах… Но это имя, которое до сих пор живет в сердцах близких и друзей, и его невозможно забыть, как невозможно забыть самого Руслана. Уроженец Чистополя, талантливый прозаик, поэт-верлибрист, удивительно светлый и необыкновенный человек с непростым характером и иронично-грустным взглядом, он жил и творил в Набережных Челнах с первых лет строительства КамАЗа. И вот уже более тридцати лет, как его нет с нами. А память жива… И рассказы его, и стихи… Именно с вечера памяти Руслана и начался цикл вечеров, посвященных творчеству наших земляков, – «Поэты уходят, стихи остаются». Рубрика с таким названием родилась в журнале «Аргамак», где она знакомит читателей с произведениями авторов, безвременно ушедших, но оставивших нам свое тепло и еще что-то очень-очень важное, то, что с годами выкристаллизовывается, являясь потом в виде простых и чистых истин.
Встреча состоялась 26 марта 2016года в Малом зале ДК КамАЗ, и открыла ее стихотворением Натальи Первовой «Ушли поэты. А стихи остались…» поэт и автор-исполнитель Ольга Кузьмичева-Дробышевская – главный организатор и одна из ведущих этого вечера. После приветствия она предложила вниманию зрителей фильм «Тоска по лотерейному билету», созданный на телеканале «Культура» студией «Открытый мир» в 1996 году. Автор идеи фильма – супруга Руслана Галимова – Лидия, которая сейчас живёт в Москве и работает редактором на этом же телеканале. В съёмках также принял участие и Николай Алешков – друг и соратник по перу Руслана Галимова. Сегодня Николай Петрович возглавляет Татарстанское отделение Союза российских писателей и является главным редактором литературного альманаха «Аргамак». Благодаря фильму зрители увидели и услышали Инну Лимонову (она сейчас живёт и работает в Москве) и чудесного поэта Арво Метса, ставшего первым составителем и редактором поэтического сборника «Лебеди над Челнами», выпущенного в Москве издательством «Известия» в 1981 году. В этот сборник вошли стихи молодых поэтов Набережных Челнов, творивших во времена великой стройки на Каме. Сегодня Арво Метса тоже уже нет с нами, но именно он – один из первых, кто помог Руслану творчески проявиться в Москве, когда тот переселился в столицу. Своё выступление на вечере Николай Алешков начал с отрывка из воспоминаний самого Руслана Галимова, открывающего книгу «Тебя не вызовут на бис», а поэт Вячеслав Крапивин, второй ведущий, познакомил гостей с верлибром Руслана, который, как истинный поэт, любил жизнь, был философом и тонко чувствовал музыку слова: Осень опустила на крышу моего дома Ярким примером того, что Руслан был очень внимателен к людям, окружавшим его, разбирался в психологии и с юмором видел разные ситуации, стал рассказ «Швейцар», блестяще исполненный куртуазным маньеристом, журналистом Евгением Коблевым. Услышали мы и воспоминания Лидии Галимовой, с которой посчастливилось побеседовать в Москве Ольге Кузьмичевой-Дробышевской. Ей она и посвятила свою песню "Звезда упала" (сл. Николая Перовского). Следующая песня "Памяти Александра Грина" (сл. Николая Алешкова) была посвящена в этот вечер самому Руслану. Безусловно, многие из присутствующих в зале знали о поэте только из книг и по фотографиям… Поэтому зрителям была предоставлена уникальная возможность познакомиться с фотографиями тех лет, где запечатлён Руслан с друзьями, озвученными теми, кто помнит «орфеевские» времена. На экран выводились фотографии, а люди, дружившие с Русланом и хорошо его знавшие – Николай Алешков и Александр Василенко – композитор и руководитель Клуба авторской песни им. Высоцкого, комментировали изображения. Украшением вечера стал висящий у пианино огромный дружеский шарж челнинского художника Леонида Остапенко, сделанный им к 10-летию Городского литературного объединения "Орфей" в 1981 году, «отцом» которого стал Валерий Суров, а в дальнейшем бессменным руководителем – Николай Алешков. Нынче "Орфея" уже нет. Своеобразной эстафетой стало открытое Ольгой Кузьмичевой-Дробышевской в 2015 году ЛИТО "Лебедь", получившего название – его дали новые молодые студийцы – от первого коллективного поэтического сборника орфеевцев "Лебеди над Челнами", вышедшего в 1981 году. А дружеский шарж Леонида Остапенко сегодня хранится в музее Центральной библиотеки. В этом цикле вечеров он станет маленьким "переходящим знаменем" от первого поколения челнинских поэтов – к последующим. Завершился вечер верлибрами Руслана. Их представили зрителям поэт и журналист Алла Орехова и ведущий Вячеслав Крапивин. В тот вечер нам удалось всего лишь прикоснуться к творчеству Руслана Галимова, ведь каждый человек – это целый мир. А если это человек творческий и к тому же настолько неординарный и талантливый? Да еще и с такой надписью на ватнике… Я не случайно решила начать эту заметку с воспоминаний Николая Алешкова, которые стали предисловием к книге Руслана «Тебя не вызовут на бис». К словам Николая Петровича хотелось бы вернуться и сейчас. Ведь кто, как ни человек, близко знавший поэта, может так глубоко, точно и емко передать самое сокровенное: «Главное для меня, – не раз говорил Руслан, – найти интонацию. Есть интонация – есть писатель». Сейчас, когда я перечитываю эту редактируемую мной книгу, мне кажется, что от найденных им интонаций проистекает свет, печаль и нежность самого Руслана. Язык его рассказов скуп, прост и точен, а богатство интонаций, как некий музыкальный фон, придает объемность и многомерность его коротким и незамысловатым сюжетам. Я читаю и думаю, вспоминая надпись «Зурбаган» на камазовском ватнике Руслана, что нелегко было оказаться его другом, но еще труднее стать его литературным земляком». И последним аккордом творческого вечера стала песня в исполнении Ольги Кузьмичевой-Дробышевской «Звучала музыка, звучала…» на стихи Александра Бочкарева. И она действительно звучала: и в песнях, и в строках, и между… – Зачем себе находишь муки,
– Моя судьба – горенье это, Этот диалог с Поэтом не только о Руслане, но и обо всех, сгоревших в творчестве и оставивших нам тот самый свет… Петр Прихожан, Евгений Кувайцев, Владимир Леушкин, Георгий Сушко, Михаил Волостнов … Именно им будут посвящены следующие вечера цикла «Поэты уходят, стихи остаются», что, надеемся, станет доброй традицией в нашем городе, объединившем этих людей с такими разными и такими похожими судьбами. Ведь пока мы их помним – они живы. А, значит, живо и их Слово. Сегодня думал я о смерти, |