Чем дольше живём мы, тем годы короче, В последние годы книги челнинского поэта Николая Алешкова выходят с завидной регулярностью. «Сын Петра и Мариши» (2005), «Свет небесный» (2007), «С любовью и нежностью» (2010), «От сердца к сердцу» (2011), «Жизнь моя…» (2015) и, наконец, «Дальние луга», изданная в 2017 году в Санкт-Петербурге в серии «Библиотека российской поэзии». Презентация этого сборника избранной лирики и прошла недавно в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника. В тот вечер литературная гостиная библиотеки принимала не только самого автора, но и его друзей — поэтов, музыкантов, исполнителей — Сергея Бычкова и Ольгу Кузьмичеву-Дробышевскую из Набережных Челнов, Радика Ахунзянова из Менделеевска. У каждого из них есть песни, написанные на стихи Николая Алешкова, которые они подарили своему соавтору и зрителям. Вечер начался с развеселившей всех литературной пародии, которую написал в 80-е годы на стихи Алешкова известный московский пародист Александр Иванов. Но основную тональность творческой встрече задала всё же песня «Мне нравятся грустные лица», исполненная Ольгой Кузьмичевой-Дробышевской на стихи Николая Алешкова, после которой он признался, что ему в стихах ближе минорное настроение. Рассказал автор и о том, почему его последняя книга называется «Дальние луга»: «Для меня это прежде всего метафора потерянного рая, в котором я был во время детства. Да, шли трудные послевоенные годы, но мы, пацанва, чувствовали себя счастливыми. Во-первых, потому что нас, маленьких, любили всем селом. Во-вторых, у нас была первородная связь с тем, что я называю дальними лугами: лужайка, река, сенокос, рыбная ловля. Всё лето бегаешь босиком… Дело в том, что детство — такая сокровищница, которая, пожалуй, всех, а творческих людей в особенности, питает всю жизнь. Со мной случилось именно так: чем старше становлюсь, тем больше приходят стихи из детства и о детстве, как воспоминание о том, что было».
Когда я вновь сюда приеду, свяжу оборванную нить с тем невозвратным добрым миром, где безопасно босиком пройтись по тропам, сердцу милым, в заветный край, в родимый дом, где был счастливым и безвинным, как Божьей ласточки полёт?
Не зря же память-пуповина забыть об этом не даёт…
Название «Дальние луга» носит поэма, которой завершается одноимённая книга Николая Петровича. В ней есть всё: и щемящая тоска утрат, и светлые картины детства, и давящий груз одиночества и благодарность судьбе «за терпкое вино былых надежд, за вкус солёный горя…» С неё и начал чтение своих стихов Н.Алешков. Он не сделал закладок в новом сборнике, а просто попросил зрителей называть любую страницу и читал то, что случайно выпадало. Например: Начинается мир за порогом, а за печкой сверчок верещит. Вечер. Мама беседует с Богом. На божнице лампадка горит.
Я лежу на скрипучих полатях. У святых озаряются лбы. И сливается мамино платье с полумраком вечерней избы.
Мамин шёпот доносится еле. Просит: дружно жила бы родня, и чтоб раны отца не болели, и ещё что-то там — про меня…
За окошком — звезда-недотрога. Я шепчу ей: «Поярче свети!» Засыпаю. И снится дорога, по которой мне скоро идти.
Познакомил поэт и со своим новыми стихотворениями. Среди них — «Мальчишник» — о встрече старых друзей, где явственно звучит мотив ухода.
Песню старинную вспомним, споём. Годы, как быстрые реки. Вовсе не страшно, что скоро уйдём Все друг за дружкой навеки.
«В книге есть большой раздел, — рассказал Николай Петрович, — который называется «Высокий порог». Это раздел о творчестве, о поэтах, о художниках, обо всех, кто причастен к искусству. И, конечно, там есть стихи, посвящённые одному из моих любимых поэтов Николаю Михайловичу Рубцову». Их несколько. На одно из них под названием «Романс» написала музыку Ольга Кузьмичева-Дробышевская. Исполняет она эту песню просто потрясающе. То нежно и лирично, то с болью и страданием, то с гневной обличительной силой.
Над серебром заснеженных полей, над белой и безмолвною равниной звон бубенцов послышится старинный, когда раскинет звёзды Водолей.
И я рванусь к тебе, былая Русь, всей памятью, всей болью, всей печалью. Мне журавли под осень прокричали, что я по снегу к матушке вернусь.
Гони, ямщик! Я не жалею слёз. Пускай же тройка скачет, скачет, скачет… Вон жемчуга на веточках берёз слезами стынут — небо тоже плачет.
В моей больной, поруганной стране опять дела разбойные творятся. И нету сил юлить и притворяться, что «всё путём», что всё по нраву мне.
Гони, ямщик! Я не найду ответ. Я перестану плакаться над прошлым. И санный след серебряной порошей укрыт надёжно. И возврата нет.
Горите, звёзды! Я услышать смог всей кровью зов таинственный и древний. И я скачу — вдруг вспыхнет огонёк в какой-нибудь покинутой деревне…
Ещё одним любимым и очень значимым для Алешкова поэтом является Сергей Есенин. «Также, как и я, — сказал Николай Петрович, — Рубцов и Есенин родом из деревни. Там наши истоки и это нас объединяет»:
Вымучиваю заполночь стихи. Застопорилось дело, рвутся строчки… Уже видны в окошко лопухи, орут по всей деревне петухи, и мне пора сворачивать листочки.
Поэту тоже надо отдохнуть. Полынью пахнут бабушкины сенцы. Но мне и тут, пожалуй, не уснуть, пока в стихах не завершится путь от сердца к сердцу.
Вот каторга! А рядом жизнь села, меня совсем как будто не касаясь, разумное движенье обрела. Не могут ждать крестьянские дела, пока в грехах я на бумаге каюсь.
Однако я с деревней заодно. Строка как борозда. Сутулю плечи… А майский день врывается в окно, чтоб и моё заветное зерно проклюнулось на ниве русской речи.
Будучи главным редактором журнала «Аргамак. Татарстан» Н.Алешков не раз открывал читателям новые имена. В их числе — талантливой челнинской поэтессы Светланы Летяги. Именно она рассказала о том, как кардинально изменилась её жизнь после встречи с Николаем Петровичем и первой публикации в «Аргамаке». А завершила Светлана своё выступление поэтическим посвящением своему литературному «крестному отцу»:
Удел рождённого поэтом — Задеть в сердцах струну звенящую Стихом своим. И, наполняя души светом, Тепло живое, настоящее Оставить им.
Ещё один гость из Набережных Челнов — художник Анатолий Пашин — подарил Николаю Алешкову свой новый альбом. В этот вечер поздравления и отзывы о творчестве поэта звучали также с экрана. Видеообращение прислал автор и ведущий программы «Радио России. Смоленск» Евгений Самоедов. «В наш век, переполненный информацией, — сказал он, — на самом деле получить хорошую информацию очень сложно. И вот Господь Бог послал такое чудо: Николай Петрович Алешков получил в Смоленске литературную премию имени Николая Ивановича Рыленкова. Прежде я не знал этого замечательного, прекрасного поэта, настоящего поэта земли. Литературная премия позволила познакомиться с ним, его творчеством, а самое главное, познакомить с его поэзией наших смолян. Спасибо огромное, Николай Петрович, за вашу новую книгу, которую вы мне прислали. Она обязательно пригодиться в моей работе, я буду с удовольствием её цитировать». И, действительно, у Н.Алешкова есть что цитировать:
Пусть черти с экрана завыли, у нас под окном — соловьи! И мы, мужики, не забыли славянские корни свои.
Вперёд сквозь ухмылки косые, любые преграды круша! На том и стояла Россия, в которую верит душа.
Не всё ещё продано, братья, коль Родина — в каждом из нас!.. Содом изрыгает проклятья, но смотрит с надеждою Спас.
Ещё одно видеообращение прозвучало от поэтессы Дианы Кан из Оренбурга, которая в прошлом году в Елабуге одновременно с Николаем Алешковым была удостоена Литературной премии имени Марины Цветаевой в номинации «Поэтический сборник». Диана стала автором одного из предисловий к книге «Дальние луга», где, в частности, отмечает: «Николай Петрович… тонкий лирик в том чистом виде, в каком поэзия о любви редкое явление… В стихотворениях Алешкова о любви просто необходимо учитывать аспект материнства — святого предназначения женщины на Земле. В них практически любая лирическая героиня, даже не будучи возведена в статус Прекрасной Дамы, окружена ныне столь редким рыцарским отношением поэта к ней — поистине блоковским отношением. И это делает творчество автора своего рода феноменом в наш-то век продажности и маркетинговости женской красоты. Читая стихотворения Алешкова о любви, любой из нас невольно хочется соответствовать тому идеалу, что видит в женщинах автор этой книги».
Стихов не стыжусь. В круговерти любой — Не гордость, не злоба, не зависти жжение — Пером моим двигала только любовь К родине, к матери, к женщине.
* * *
Звезда мелькнула вспышкой робкой. Мы след её не отыскали. Была любовь, как вздох, короткой. Как долго боль не отпускает!
* * *
Верю: меня в старика утомлённого Жизнь не согнёт до последнего дня. Карие очи в мальчишку влюблённого Страстью своей превращают меня.
Последний видеосюжет был прислан из города Касимова от Геннадия Морозова – друга Николая Алешкова ещё по Литературному институту. «Читаю и перечитываю твои «Дальние луга», — сказал он, — куда ты отобрал самые сильные, острые, современные стихи. Удивляет богатство народного языка, которое дано тебе от природы. Особо хочется отметить любовную лирику. В ней таская страсть, такое мощное чувство, что, честное слово, я читал и влюблялся в твои стихи, как в прекрасную женщину. Я считаю, что твоя лирика — это украшение российской поэзии». Завершить рассказ о презентации книги «Дальние луга» хочется словами её автора: «Я недавно пришёл к такому мнению: оказывается, я всю свою жизнь пишу одну и ту же книгу, где главный герой я сам, а главный антураж — моё родное село Орловка. Один из авторов предисловия даже сделал такое смелое сравнение, что Орловка для Алешкова — это всё равно что Макондо для Габриэля Гарсиа Маркеса, через которую он проследил историю всего человечества. Этим же самым можно объяснить и то, что многие мои стихи повторяются и переходят из одного сборника в другой. Потому что книга продолжается, наслаиваются новые произведения, но они являются логическим продолжением предшествующих. «Дальние луга» — самое любимое и самое главное моё название на сегодняшний день. Хотя, пожалуй, таким оно и останется».
Когда в ворота ломится пурга, Моя душа, как раненая птица, В исчезнувшие дальние луга На крыльях сна в который раз стремится.
Душа во сне открыта, как музей, В котором память — по воде кругами. Там голоса любимых и друзей Навек хранимы дальними лугами…
Там живы все. Там нет могильных плит. О, если бы в рассветный час проснуться, На берег детства Каму переплыть И в дальние луга навек вернуться!. |