В Елабуге прошли Внеочередные Международные Цветаевские Чтения, посвящённые Юбилею Марины Ивановны Цветаевой
О Елабуге и Цветаевой можно говорить долго и много. Со мной согласятся все, кто хоть единожды посетил Елабугу! Ну а тем, кто пока не был в этом уникальном городе с тысячелетней историей, достаточно зайти в интернет. Информации – разливанное, если не море, то уж во всяком случае – разливанная Кама, на живописных берегах которой раскинулась красавица-Елабуга. Но, вернувшись с Внеочередных Восьмых Международных Цветаевских Чтений, посвящённых юбилею Марины Цветаевой, хочу сказать о значении Елабуги именно в моей жизни. Сейчас, спустя четыре года после нашей первой встречи с Елабугой, ясно понимаю, что этот город был неизбежным в моей судьбе, как символ высшей степени отчаяния, который одновременно является первым шагом к надежде… Мой первый визит в Елабугу в 2013 году совпал с очень трудным периодом в жизни. Периодом, когда, казалось, что весь мир ополчился против меня. Кризис в корпоративных, дружеских, семейных и личных отношениях усугубился кризисом творческим. И я всё чаще стала думать о судьбе Цветаевой. Наверное, Господь наказал меня за то, что в юности я запальчиво осуждала выбор, сделанный Мариной в Елабуге. Да, я всю жизнь называла Цветаеву по имени, хотя мне в юности делали замечания писатели старшего поколения, мол, что за панибратство? Но у меня никак почему-то не получалось называть её по отчеству! Аналогично я никогда не могла и не могу назвать по отчеству Есенина.
Мы автоматически называем Пушкина Александр Сергеевич. Но его «зеркального тёзку» Есенина народ почему-то называет по имени. Быть может, оба эти поэты – Цветаева и Есенин, такие разные и в чём-то очень схожие, воспринимаются большинством из нас как близко родственные люди. Потому и язык не поворачивается называть их на Вы и по батюшке. Наверное, это и есть та самая парадоксальная любовь народная, когда тех, кого мы любим, мы судим особенно строго, а толерантно равнодушны мы лишь в отношении чужих. Именно этим я объясняю то, что по молодости горячо осуждала Марину за её шаг в бессмертие, что она сделала в Елабуге… Однако не зря Святые Отцы говорят: «Не судите, да не судимы будете». И добавляют, мол, что осудишь, в том и нагрешишь. Так случилось и со мной, когда в возрасте, аналогичном Цветаевскому, жизнь и обстоятельства (в которых я виню не только других, но и себя саму) загнали меня в такой угол, что, казалось, выход из него возможен только один…
А тут ВДРУГ мне звонит ДРУГ, замечательный поэт из Татарстана Николай Алешков: «Диана, как смотришь на то, чтобы поехать в Елабугу?». Я еле удержалась от горького сарказма: «А что, уже пора?». Но промолчала, зная доброе к себе отношение со стороны Николая Алешкова, столь редкое в литературной среде. Я почти фаталистично ответила: «Ну что ж? От судьбы не уйдешь!».
Между прочим, многие, и не только поэты, относятся к Елабуге с неким предубеждением именно по причине гибели Марины Цветаевой. И я в этом смысле вовсе не феномен! Как не феномен, а закономерность, что после первого же визита в Елабугу относившиеся к ней с предубеждением непременно влюбляются в этот город… Сейчас я с улыбкой ностальгии вспоминаю наш первый совместный поэтический вечер с Николаем Алешковым в Елабужской Библиотеке Серебряного века. Потом у меня будет ещё немало выступлений в Елабуге – и в прекрасном зале с чудесной акустикой во дворце купцов Стахеевых. И в Библиотеке Серебряного века… И возле могилы Марины…
Елабуга как-то исподволь преподаст мне множество уроков, которые мне очень пригодятся в жизни и в литературе. Но главное – она вернёт мне ту самую жажду жизни, которая в своё время помогла мне написать лучшие мои стихи. Одним из уроков, к примеру, станет интрактивный вечер в формате интервью, что устроит мне Андрей Николаевич Иванов. Задававший мне вопросы, он, как ведущий вечера, оказался настолько в курсе непростой моей судьбинушки, что, признаюсь, был момент, когда я хотела просто, как в детстве, когда бывает страшно, вскочить и убежать. И не сделала этого лишь потому, что мне вдруг стало интересно, что из этого получится. К тому же я увидела заинтересованность аудитории. Всё это не только отрезало мне пути к отступлению, но стало уроком, как можно и нужно работать с читателями, с публикой, чтобы уже на первых минутах общения между поэтом и залом возникала та «химия» отношений, которую нельзя заменить ничем. Это как в любви! Она или есть, или её нет.
Ещё один урок преподала мне Елабуга, когда мы выступали в доме-дворце купцов Стахеевых, где ныне расположен актовый зал Елабужского филиала Казанского федерального университета. А ранее в этом зале с великолепной мраморной стеной была домовая церковь. Поистине, акустику в этом зале ощущаешь, как нечто материальное. Когда участвовавшая в концерте музыкант Елена Емалтынова начала распеваться перед концертом, стены зала вздрогнули и откликнулись, а потом буквально завибрировали. И вот тут я поняла, что стихи только тогда становятся поэзией и музыкой, когда правильно расставленные и точно подобранные слова в строке вступают меж собой в музыкальный диалог… Если этого музыкального диалога между буквами и словами нет – то это не стихи, ибо стихи – это музыка, ведь только она не лжёт… Ещё научила меня Елабуга «скупее стать в желаньях». Ведь небо порой наказывает нас именно исполнением желаний. Загаданное мной по елабужской традиции желание (возле Башни Чёртова-Елабужского городища) сбылось с потрясающей точностью. Угораздило же меня загадать его!
Елабуга каждый раз удивляет всех, приезжающих к ней. Хотя не ставит целью удивлять, она просто живёт полнокровной жизнью! Не думаю, что сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника под руководство уникальной женщины-руководителя Гульзады Ракиповны Руденко (подчинённые за глаза называют её энерджайзер!) денно-нощно думают, как бы удивить приезжаюших в город гостей. Они просто влюблены в Елабугу, в Цветаеву, в кавалерист-девицу Дурову, в гения русской живописи Шишкина, в другого своего великого землякап-елабужанина врача Бехтерева…. В Елабуге было и есть, кого любить! Они влюблдены в свой город и эта их любовь передаётся не только воздушно-капельным путём всей России, но и воплощается в уникальные культурные и литературные проекты. Не случайно единожды побывавший в Елабуге, не может сюда не возвращаться. Потому этот город и стал местом встречи, которое изменить нельзя, для замечательных поэтов, писателей, цветаеведов, художников, общественных деятелей со всего мира…
Моя первая встреча с Елабугой стала точкой отсчёта моего душевного и творческого выздоровления. Думаю иногда, что попади Марина Цветаева в Елабугу сегодня, она была бы счастлива. Жаль, что Господь не судил Марине стал елабужанкой… В предсмертной записке она написала: «Не похороните живой, проверьте…». А ведь могила Цветаевой в Елабуге – категория чисто условная, могила Цветаевой – скорее образ и символ, ведь Марины под могильной плитой нет! Говоря метафизически, Цветаева была такая живая, такая влюблённая в жизнь и наполненная ею, что … как хоронить живую? Не боясь обвинения в мистике и метафизике (ибо Цветаева и была сама воплощённая мистика и метафизика!) порой думаешь, а, может, и поныне бродит Марина по улочкам Елабуги, заходит в обновлённые храмы, в прекрасные музеи, любуется шедеврами народных промыслов, сидит, неузнанная потомками, на берегу высокой набережной…
Елабуга стала точкой отсчёта вечной славы Цветаевой. В составе Елабужского государственного музея-заповедника создан Мемориальный комплекс им. М.И. Цветаевой, в который входят Дом памяти, Литературный музей, могила на Петропавловском кладбище, Покровский собор, Память елабужан о Марине – светлая несмотря ни на что! Рядом в Домом памяти воссоздан на историческом место замечательно жизнеутверждающий (не говоря уж о том, что уникальный!) Музей «Портомойня», ещё два шага и ты в Библиотеке Серебряного века. Осенняя Елабуга горит рябиной и грезит Мариной… В 2017 году рамках внеочередных юбилейных Международных Цветаевских Чтений были вручены специальные Цветаевские премии – восьмой раз по счёту! Лауретами за большую многолетнюю подвижническую работу в деле сохранения памяти и популяризации творчества Марины Цветаевой стала её внучатая племянница Ольга Трухачёва. И ведущая актриса Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова, народная артистка России и Республики Татарстан лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая Светлана Романова (Славутская), представившая моноспектакль по творчеству Марины Цветаевой – «Последний день». На сей раз вручение внеочередных юбилейных Цветаевских премий было ознаменовано открытием ряда вернисажей, посвящённых Марине Цветаевой. Это выставка Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан В. Аршинова (Казань). И выставка цветных офортов народного художника Республики Татарстан, лауреата Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая Ирины Колмогорцевой «Художники – Поэту» (Казань).
На сей раз Елабуга удивила тем, что за прошедший год у Дома памяти Марины Цветаевой, утопающего в рябине, «выросла» замечательная бронзовая рябина – шедевр художественного литья. Марине бы она точно понравилась…
***
«…Морская канула в моря…» Марина Цветаева
Кровавые рябины справа. Плакучие берёзы слева. Твердят: «Марина, Вы не правы!» Тебе, Марина-королева! Пеннорождённая морская – В стихии тесной пресноводной Обречена была такая На смерть, чтоб снова стать свободной. Ты канула… О, если б в море! Прощай, прикамское приволье! Но это горе – всё ж не горе, Лирическое своеволье. Не горе, что не пожелала Дурной эпохе стать служанкой. А горе, горе, что не стала Елабужанкой и волжанкой. А горе то, что не воспела – Как только б ты сумела! – Волгу За всех, кто за избытком дела Века ей верен втихомолку. Неизречённые напевы Шального волжского прибоя, Отвергнутая королева, Ты унесла навек с собою.
|